Смекни!
smekni.com

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления уголовно-правовой анализ (стр. 4 из 6)

Так, Пленум Верховного Суда РФ справедливо признает, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления считается оконченным с момента совершения действий независимо от того, стал несовершеннолетний участвовать в подобных действиях или нет. [6]Если не стал, то действия взрослого лица должны оцениваться по совокупности преступлений как оконченное вовлечение в совершение преступления в независимости от возраста несовершеннолетнего. При этом следует учитывать, что уголовно наказуемо приготовление только к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления. [7]

На наш взгляд, рассматриваемое преступление считается оконченным, так же с момента оказания психического или физического воздействия на несовершеннолетнего для вовлечения его в совершение преступления, даже если умысел взрослого направлен на вовлечение несовершеннолетнего не в конкретное преступление, а в преступную деятельность вообще. В этом случае предложенное Е.А. Худяковым деление непосредственного объекта на постоянный и переменный тем более невозможно. Анализируя непосредственный объект рассматриваемого преступления, нельзя не учитывать, что с точки зрения законодателя особую общественную опасность представляют действия взрослого преступника, непосредственно направленные на вовлечение несовершеннолетнего в противоправную деятельность. Поэтому, как уже было отмечено, оконченным оно считается с момента оказания воздействия на несовершеннолетнего в целях возбуждения в нем решимости совершить преступление. Если говорить, о том, что непосредственный объект каждый раз наполняется новым содержанием в зависимости от конкретного преступления, в которое вовлекается несовершеннолетний, то мы должны признать, что в рассматриваемом составе имеется еще один непосредственный объект, с чем согласиться нельзя. [8]

Уголовное законодательство знает составы преступлений с несколькими непосредственными объектами (разбой, грабеж), но при совершении таких преступлений правонарушитель непосредственно посягает на общественные отношения, сложившиеся по поводу охраны чужого имущества и личности человека. Между тем, при вовлечении в противоправную деятельность преступник непосредственно посягает на нравственное развитие и правильное воспитание несовершеннолетнего.

Как представляется, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность относится к формальным составам преступлений. Оконченным оно считается в момент совершения взрослым действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Как видно, противоправные действия, охватываемые данным составом преступления, в целом посягают на общественные отношения, сложившиеся в нашем обществе, по поводу нормального нравственного развития несовершеннолетних и их правильного воспитания. Нарушения общественного порядка и общественной безопасности, которые могут иметь место в результате вовлечения несовершеннолетнего в противоправную деятельность, находятся по существу за пределами данного состава преступления. В связи с этим объектом вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность они быть не могут.

Таким образом, родовым объектом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность являются общественные отношения по поводу нормального физического и нравственного развития несовершеннолетних.

Если «объект преступления, его содержание имеют решающее значение для конструкции состава преступления в целом, для раскрытия содержания и общественной опасности преступления»[9], то «объективная сторона преступления воплощает в себе цели и намерения субъекта и в ней, в конечном счете, проявляется основное социальное свойство преступления, его общественная опасность»[10]. Значение объективной стороны этим не исчерпывается, поскольку в результате действия (бездействия) преступника (а чаще всего по его результатам) создается общее впечатление об имевшем место событии, и появляются реальные возможности установления его сущности. Объективная сторона рассматриваемого нами преступления заключается в действиях, сопряженных с психическим или физическим воздействием на несовершеннолетнего и направленных на возбуждение у него желания.[11] Однако, как подчеркивает Кудрявцев В.Н., «судить по признакам объективной стороны о других элементах состава можно только в общих чертах. Дело в том, что связь между элементами состава преступления не является однозначной; она допускает и другие варианты», участвовать в совершении одного или нескольких преступлений[12].

Общественная опасность, как признак объективной стороны преступления, состоит в том, что деянием причиняется вред общественным отношениям, охраняемым законом, либо создается реальная угроза причинения такого вреда. Следует полностью согласиться с В.Н. Кудрявцевым, который считает, что отсутствие в «формальном» составе преступления признаков, характеризующих последствия, не означает, что это преступление не причиняет вред. Закон не во всех случаях требует устанавливать этот вред потому, что иногда он может быть очевиден (например, в случае нанесения оскорбления всегда страдает достоинство потерпевшего), а иногда этот вред может наступить лишь на более поздней стадии и не поддается непосредственному исчислению (например, при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления)[13].


ГЛАВА 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

Опасность вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий в том, что они нередко преследуют цель вовлечения несовершеннолетнего в преступную деятельность.

Объектом этого преступления, так же как и выше рассмотренного, являются нормальное физическое развитие и нравственное воспитание несовершеннолетних. Можно добавить в качестве объекта и здоровье подростка. Потерпевшими являются лица, не достигшие 18 лет.

Объективная сторона преступления состоит в вовлечении несовершеннолетнего в совершение следующих антиобщественных действий:

а) в систематическое употребление спиртных напитков. Как отмечает А.В. Наумов, систематическое употребление спиртных напитков несовершеннолетним под воздействием взрослого предполагает их многократность (не менее трех раз). Единичный случай распития, например, вина с несовершеннолетним не рассматривается в судебной практике как уголовно наказуемое деяние.

б) употребление одурманивающих веществ. Одурманивающее вещество - это любое лекарство либо вещество технического или бытового назначения (например, ацетон, бензин, клей и т.д.), употребление которых вызывает одурманивание и которые не относятся к числу наркотических или психотропных веществ.

Как отмечают практики, следует различать одурманивающие вещества и наркотические средства, поскольку склонение к потреблению наркотических средств и психотропных веществ влечет самостоятельную ответственность по ст.230 УК РФ. Список наркотических средств разработан Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Одурманивающие вещества не являются наркотическими. Как правило, это обычные лекарственные препараты (клофелин, смесь димедрола с алкоголем и т.д.), при передозировке которых у человека наступает затормаживание или расслабление психики. Указанными свойствами могут обладать и средства бытовой химии (например, ацетон, хлороформ, эфир), вдыхание паров которых также вызывает одурманивание. Одурманивающими веществами считаются: клофелин - алкогольная смесь в любых процентах; смесь димедрола с алкоголем; барбитурато-алкогольная смесь; хлороформ; эфир; толуол; хлорэтил; закись азота; спиртовые экстракты растений, содержащих алкалоиды тропановой группы; ксенон.

При появлении официальных данных об использовании новых конкретных веществ с целью получения одурманивающего эффекта Постоянным комитетом по контролю наркотиков принимается решение по этим веществам, и они включаются в список одурманивающих веществ.

в) бродяжничество. Бродяжничество - это скитание, многократное перемещение лица из одной местности в другую без определенной цели, когда лицо существует на случайные заработки, за счет попрошайничества, мелких хищений и т.п. Вовлечение в занятие бродяжничеством присутствует, когда виновный втягивает несовершеннолетнего как в совместное бродяжничество, так и самостоятельное.

г) попрошайничество. Под вовлечением в попрошайничество следует понимать склонение несовершеннолетнего к систематическому выпрашиванию денег или иных материальных ценностей у посторонних лиц.

Каждый из элементов оказывает разрушающее воздействие на личность несовершеннолетнего, дурно отзывается на здоровье и психике. Занятия проституцией исключены из списка данной статьи, т.к. в УК РФ имеется специальная норма, согласно которой вовлечение в занятие проституцией заведомо несовершеннолетнего является квалифицирующим признаком (ч.3 ст.240 УК РФ).

Примечание к статье, однако, устанавливает, что ее действие не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

По аналогии со ст.150 УК РФ способами привлечения несовершеннолетних могут быть обман, угроза, обещание и пр. Насилие в качестве способа привлечения указывается как квалифицирующий признак в ч.3 ст.151. Состав статьи 151 является формальным - преступление считается оконченным с момента выполнения одного из перечисленных в статье действий – т.е. с момента, когда несовершеннолетний дал согласие на употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.