Смекни!
smekni.com

Исторические формы брака (стр. 3 из 5)

Глава 2. Происхождение брака

Самым распространненым воплощением любви, является брак. У
каждого народа, или у религии, или у философских течений существуют свои
взгляды на это. Институт брака, наверное старейшая общественная
организация человеческих, межполовых отношений. И неважно каков вид
брака: моногамный или полигамный, главное, что любящие люди соединяются в желании жить вместе, вести хозяйство, делит невзгоды и радости, растить своих детей.

Изучение истории семьи начинается в 1861 году с выходом в свет
работы Бахофена «Материнское право». Автор выдвинул в этой работе
следующие положения:

у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые
отношения, которые он обозначает неудачным термином «гетеризм». Такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить
отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской
линии - согласно материнскому праву - как первоначально это и было у
всех народов древности.

Вследствие этого женщины как матери, как единственно достоверные
родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и
почета, доходившей до полного господства женщин (гинекократия).
Переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение религиозной заповеди (то есть фактически нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину), нарушение, которого требовало искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определенного времени должна была отдаваться посторонним.
Мак – Леннан выделяет две группы племен: экзогамные - племена, где брак между членами племени был запрещен и эндогамные - племена, где браки разрешались только между членами племени. Это идет из другого более древнего обычая, когда в племени убивали почти всех младенцев женского пола иконечно вследствие этого развивалось многомужество. Отсюда и обычай вести родство по женской линии, а не мужской. Заслуга Мак – Леннана состоит в том, что он указал на повсеместное распространение и большое значение того, что он назвал экзогамией. Он вовсе не открыл факт
существования экзогамных групп и во всяком случае не понял его. Мак – Леннан знал лишь три формы брака: многоженство, многомужество и единобрачие.

Но в то время когда господствовал еще групповой брак - а он по всей
вероятности, некогда господствовал повсеместно, - племя расчленялось на
ряд связанных кровным родством по материнской линии групп, родов, внутри которых царило строгое запрещение браков, так, что мужчины,
принадлежавшие к одному роду, хотя и могли брать для себя жен внутри
племени и, как правило, так и делали, но должны были брать их вне
своего рода. Таким образом, если род был строго экзогамным, то племя,
охватывающее совокупность родов, было также строго эндогамным. Этим
был окончательно опровергнут последний остаток искусственных построений Мак - Леннана.

Воссоздавая таким образом историю семьи, Морган, в согласии с
большинством своих коллег, приходит к выводу, что существовало
первобытное состояние, когда внутри племени господствовали
неограниченные половые связи, так что каждая женщина принадлежала
каждому мужчине и равным образом каждый мужчина - каждой женщине. Эти найденные следы возвращают нас вовсе не к общественной ступени
неупорядоченных половых отношений, а к гораздо более поздней форме, к
групповому браку. Названная примитивная общественная ступень, - если
она действительно существовала,- относиться к столь отделенной эпохе,
что едва ли можно рассчитывать найти среди социальных ископаемых, у
отставших в своем развитии дикарей, прямые доказательства ее
существования в прошлом.

С недавнего времени вошло в моду отрицать эту начальную ступень
половой жизни человека, хотят избавить человечество от этого «позора».
Над этим невежеством Энгельс открыто смеется и говорит, что если строгая
моногамия является вершиной всяческой добродетели, то пальма первенства
по праву принадлежит ленточному червю, которая в каждом из своих 50 -
200 члеников тела, имеет полный женский и мужской половой аппарат и всю
свою жизнь только и делает, что в каждом из этих члеников совокупляется
сама с собой. В млекопитающем мире мы найдем все формы половой жизни -
неупорядоченные отношения, подобие группового брака, многоженство,
единобрачие; недостает только многомужества, до которого дойти могли
только люди. А вот о наших ближайших родственниках, человекообразных
обезьянах, в этом вопросе нам почти ничего неизвестно. Ревность самца,
одновременно скрепляющая и огранивающая семью животных, приводит ее в
противоречие со стадом. Одного этого достаточно для доказательства, что
семья животных и первобытное человеческое общество - вещи
несовместимые, что первобытные люди, или совсем не знали любви, или
самое большее знали такую, какая не встречается у животных. И
действительно, что находим мы в качестве древнейшей, наиболее ранней
формы семьи? Групповой брак, форму брака, которая оставляет мало места
для ревности.

Согласно Моргану, из этого первобытного состояния неупорядоченных
отношений, вероятно, весьма рано развивалась:
Кровнородственная семья - первая ступень семьи. Здесь брачные группы
разделены по поколениям: все деды и бабки в пределах семьи являются
друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, то есть отцы и
матери; равным образом дети последних образуют 3 круг общих супругов,
а их дети, правнуки первых,- 4 круг. Таким образом, в этой форме семьи
взаимные супружеские права и обязанности исключаются только между
предками и потомками, между родителями и детьми, родственные же
отношения брата и сестры на этой ступени семьи включают в себя половую
связь, как нечто само собой разумеющееся. Кровнородственная семья
вымерла, не оставив после себя никаких последователей.

Пуналуальная семья. Если первый шаг вперед состоял в том, чтобы
исключить половую связь между родителями и детьми, то состоял в
исключении ее для сестер и братьев. Он совершался не сразу, начавшись,
вероятно, с исключения половой связи между единоутробными братьями и
сестрами и закончившись запрещением брака даже в боковых линиях. Каждая первоначальная семья должна была раздробиться самое позднее через несколько поколений.

Непосредственно из пуналуальной семьи, по - видимому, возник в
громадном большинстве случаев институт рода. Существенным обогащением
наших сведений о групповом браке мы больше всего обязаны английскому
миссионеру Лоримеру Файсону, который в течение многих лет изучал эту
форму семьи на ее классической почве - в Австралии. Здесь многие
племена разделены на два больших класса - кроки и кумите. Половые
связи внутри каждого из этих классов строго запрещены, напротив, каждый
мужчина одного класса уже от рождения является мужем каждой женщины
другого класса, а последняя его прирожденной женой. И следует отметить,
что ни различие в возрасте, ни близкое кровное родство здесь никогда не
служат препятствием для половых связей, а только ограничение,
обусловленное разделением на два экзогамных класса
Групповой брак представляет собой еще брак между классами, массовое
супружество целого класса мужчин, часто рассеянных по всему материку, со
столь же широко разбросанным классом женщин, - этот групповой брак при
ближайшем рассмотрении выглядит отнюдь не так ужасно, как его рисует
себе привыкшая к публичным домам фантазия филистеров. Поверхностному
наблюдателю он представляется в виде непрочного единобрачия, а в
некоторых местах - в виде многоженства с неверностью, допускавшейся от
случая к случаю. И там где европеец усматривает безнравственность и
беззаконие, на самом деле господствует строгий закон. Эти женщины
принадлежат к брачному классу чужеземца, и поэтому они то рождения
являются его женами; тот самый нравственный закон, который предназначает их друг для друга, воспрещает под угрозой наказания всякую половую связь вне принадлежащих друг другу брачных классов.
Парная семья. Известное соединение отдельных пар на более или менее
продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака или
еще раньше; мужчина имел главную любимую жену среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди всех мужей. Но такое вошедшее в привычку соединение отдельных пар должно было все более и более упрочиваться, чем больше развивался род и чем многочисленнее становились группы «братьев» и «сестер» между которыми брак был невозможен. При растущей запутанности брачных запретов групповые браки становились все более и более невозможными; они вытеснялись парной семьей. Но мы видим как мало общего с возникновением единобрачия имела индивидуальная половая любовь в современном смысле этого слова. Со времени возникновения парного брака начинается похищение и покупка женщины. Но за право оставаться верной одному мужчине женщина должна заплатить «выкуп», состоящий в ограниченном определенными рамками обычае отдаваться посторонним: вавилонские женщины должны были раз в год отдаваться любому мужчине пожелавшему ее в храме Милитты; другие народы Передней Азии посылали своих девушек в определенном возрасте на год в храм Анаитис, где они должны были предаваться свободной любви со своими избранниками прежде чем получить разрешение на брак; подобные обычаи, облеченные в религиозную оболочку, свойственны всем азиатским народам, живущим между Средиземным морем и Гангом.
Моногамная семья. Она возникает из парной семьи. Она отличается от
парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже
не расторгаются по желанию любой из сторон. Моногамия не была плодом
индивидуальной половой любви, с которой она не имела ничего общего, так
как многие браки оставались браками по расчету. Она была первой формой
семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические
условия.
Старая относительная свобода половых связей отнюдь не исчезла с
победой парного брака или даже единобрачие. То есть наряду с
единобрачием существуют внебрачные половые связи мужчин с незамужними женщинами, что, как известно процветает в самых различных формах на протяжении всего периода цивилизации и все более и более превращается в неприкрытую проституцию. Этот гетеризм ведет свое происхождение от той жертвы ценой которой женщины, отдаваясь посторонним, покупали себе право на целомудрие.
Но вместе с этим развивается второе противоречие внутри самой
моногамии. Рядом с мужем, скрашивающим свое существование гетеризмом,
стоит покинутая супруга. Но и жены вразумили своих мужей. Вместе с
единобрачием появляются два неизменных, ранее неизвестных общественных типа: постоянный любовник жены и муж - рогоносец. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое.
Так как моногамная семья за период в
начала цивилизации усовершенствовалась, то можно, по меньшей мере,
предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не
будет достигнуто полоне равенство полов. Если же моногамная семья в
отдаленном будущем окажется неспособной удовлетворять потребности
общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь
ее преемница.