Если во взаимодействии общественных отношений – причины и права – следствия рассматривать государство как опосредствующее звено, то оно не является поводом, провоцирующим фактором или своего рода спусковым крючком способствующим появлению права – следствия. Государство видимо можно по такой схеме, считать, условием так как «обусловленность» – это вид детерминации. Оно также если не наравне (а такое вполне возможно), то наряду с внешними причинами продуцирует право обусловленное по отношению к государству-условию. Без последнего право не может возникнуть и сформироваться. В ходе совместного применения со стороны общественных отношений и государства, право приобретает известную независимость. Вообще весь процесс становления права, на мой взгляд есть процесс приобретения им относительной самостоятельности. Государство в своем развитии естественно может изменяться (например, его форма) в то время как его социально-экономическая основа остается относительно постоянной. Но изменение в приводимом мной примере формы государства обязательно повлияет на содержание права. Здесь будет иметь место тот случай, когда государство-условие непосредственно меняет характер права-следствия минуя причину.
В юридической литературе отношение между государством и правом иногда характеризуют как функциональную связь. Все-таки функциональная зависимость, на мой взгляд, не тождественна причинной связи (последняя выражает более глубокую зависимость), так как она не указывает причину изменения действия, не выражает временную последовательность, а просто устанавливает факт зависимости равноправных явлений выясняя главным образом количественную сторону их соотношения. Характерная для данного типа связи, в частности точная количественная определенность, не присуща как отношениям между государством и правом в целом, так и их свойствам. Нельзя, например, делать такую характеристику государства как властность или права, как нормативность переменной величиной. Они не могут быть властными или нормативными больше или меньше. Считать же связь государства и права функциональной потому что их функции, в общем-то, подчинены единым целям и задачам, что сама реализация функций одного невозможна без функционирования другого – это как мне представляется облегченный подход к решению проблемы. Вероятно, подлинная познавательная ценность в данном случае состоит не в противопоставлении, также в правильной комбинации и соподчинении причинно-следственных и функциональных связей.
2.2 Методологические аспекты соотношения государства и права
Приступая к рассмотрению методологических аспектов соотношения государства и права, возможно, поставить еще один вопрос – является ли отношение между государством и правом сущностным? Позволяет ли положительно ответить на этот вопрос очевидный факт их единства как с внешней стороны (единая социально-экономическая основа, общность задач и целей, общий объект воздействия), так и с внутренней (невозможность функционирования друг без друга, взаимооформление, взаимоупорядочение, неспособность существовать в качестве системы вне взаимодействия друг с другом)? Если не понимать сущностные отношения в формально-логическом плане (как количественно преобладающие отношения), то позволяет. Непосредственно в данном сущностном отношении каждый раз резюмируется сложный процесс развития, проявления, сущности, назначения взаимодействующих, сосуществующих явлений. Сущностное отношение определяет содержание и характер всех других отношений, в которые соотносящиеся явления вступают вообще. Во взаимодействии государства и права, в любом его проявлении (правотворчество, законность, деятельность, правоохранительных органов, реализация прав, свобод и обязанностей личности и др.) их сущность раскрывается наиболее ярко. Как самостоятельные явления государство и право могут вступать и вступают в самые разнообразные отношения с другими явлениями социальной, духовной, материальной, политической сфер жизни общества и человека в высшей степени характерными для них являются их собственные связи. Они во многом определяют движение государства и права систему их связей. Отношение между государством и правом – это не отношение между идеями понятиями государства и права, а категория связи соответствующей реальному миру и таким образом оно имеет онтологический характер.
Анализ соотношения вещей имеет самые различные аспекты. Можно, например, попытаться установить являются ли они друг для друга целью. Вероятно, что право и государство целью друг для друга не являются. Государство возникает не для того чтобы создавать правовые нормы, а право – чтобы регламентировать деятельность государственного аппарата. В праве государство находит для себя наиболее рациональную и эффективную форму осуществления своих функций, установления контактов с обществом, регулирования работы своего механизма. Для права же, государство является непосредственно «производящим» право и обеспечивающим его реализацию органом. В юридической литературе справедливо не выделяют в самостоятельную функцию у государства его нормотворческую деятельность, а у права – его регулирование деятельности государственных органов.
Правоведы и философы иногда высказывают тезис, согласно которому право (законодательство), есть признак или свойство (атрибут) государства (государственной власти); право – существенная сторона, черта, принцип государственности; право (правовая организация) входит в политическую организацию общества. Если оставить в стороне проблемы государственности, государственной власти, политической организации (это на мой взгляд самостоятельные и отдельные научные проблемы), то понимание права как признака свойства (атрибута) государства является спорным.
Соотношение государства и права – это не соотношение вещи и ее признака свойства, а соотношение двух самостоятельных взаимодействующих явлений, каждое из которых обладает присущими только ему признаками свойствами. Вообще свойство характеризует предмет со стороны качества. Оно всегда относительно. Свойства, признаки не способны существовать сами по себе. Нельзя противопоставить вещь, как конкретное признаку, свойству, как рядоположенному. Саму правотворческую деятельность, а не ее результат можно понимать как свойство (атрибут) государства без которого оно не может ни существовать, ни мыслиться. В обществе существует не одно явление – государство, которое с помощью своего признака или свойства – права организует общественные отношения, а две взаимодействующие, сорегулирующие в определенных сферах общественную жизнь системы. Здесь необходимо рассмотреть еще один аспект взаимодействия государства и права, он на мой взгляд представляет по крайней мере теоретический интерес. Речь идет о так называемом примате государства над правом или права над государством. Вступить во взаимоотношение могут совместные, соизмеримые вещи, имеющие что-то тождественное, что объединяет их. Различные во всех отношениях вещи не могут вступить во взаимосвязь, которая, однако, возможна лишь при известном различии между вещами. Государство и право отвечают этим требованиям. Они имеют нечто общее, но в то же время являются различными социально-политическими факторами и в этом смысле неравны. Это различие не относится к типу различий между «деревом» и «Марсом», которые Гегель называл «неистинными» различиями. Данное различие таково, что оно позволяет государству и праву взаимодействовать друг с другом. Мысль о ведущем положении государства в его отношениях с правом чаще всего подкрепляют аргументами: государство творит правовые нормы, государство своей принудительной силой обеспечивает исполнение права, стабильность правопорядка. Конечно, все это верно. Однако столь же очевидно и значительное воздействие права на государство. Способность творить право не распределена равномерно по всему государственному аппарату: одни органы принимают только законы, другие – подзаконные нормативные акты. Право же воздействует на государственный механизм в целом. Оно закрепляет форму государства, структуру государственного аппарата, что конечно в буквальном смысле не связывает государство «по рукам и ногам», однако позволяет государственному механизму быть организованным, целеустремленным и действовать с большей эффективностью. Право вносит меру в осуществление государственной власти и управления. Велика роль законности в реализации государством своих функций. Желание уложить деятельность государства в правовые рамки – это не прихоть, не стремление общества получить страховой полис на случай возможного произвола со стороны государства. Это объективно необходимое условие ведущее к организованности упорядоченности, согласованности действий общества, государства, человека во всех сферах в том числе и в сфере политико-правовой.
В обществе не существует никакого, так сказать, нелегального правотворчества осуществляемого без ведома государства. Право не может находиться в «подвешенном» состоянии (в подобном случае это не право) оно нуждается в обеспечении со стороны государства, которое в данном случае является не дополнительной, а первой главной силой. Не существует наиболее или наименее защищенной отрасли права. Но с другой стороны право оформляет государство, упорядочивает его деятельность, без него государство в известном смысле бессильно и не может существовать. Право, приобретая самостоятельное бытие, фиксируется в своей действительной природе по отношению к государству как нечто внешнее, но не отчужденное, мистифицированное. Имея в лице государства свой непосредственный источник, право, однако, не является его продолжением в иной форме. Отношения между ними при этом не костенеют, не погашаются, не стираются. Государство и право не становятся индифферентными друг другу. Нет между ними и какой-то конвенции или сепаратизма, что лишало бы объективного характера их взаимодействие.