Смекни!
smekni.com

Понятие, сущность и функции государства (стр. 25 из 25)

Это объясняется, с одной стороны, особенностями развития самой науки во второй половине XX в.:

— наука превращается в сложный социальный организм, включа­ющий в себя социальные структуры разного типа (научно-исследовательская лаборатория, университет, проблемная группа, научное сообщество, невидимый колледж);

— само научное знание меняется и в своей дисциплинарной структуре, и в своих логических, содержательных характери­стиках, причем направление этих изменений позволяет гово­рить в определенном смысле о его гуманизации.

С другой стороны, движение мысли внутри дисциплин, изучаю­щих науку (история, философия, социология), подводит исследователей к толкованию социальности науки как явления неоднозначного, требу­ющего дифференцированного подхода и анализа как некоторой проб­лемы. Можно выделить несколько уровней в изучении социальной природы науки:

— во-первых, влияние внешних социальных факторов на науку;

— во-вторых, изучение внутренней социальности науки, причем эта социальность понимается в двух смыслах:

как общественный институт наподобие производственного, военного, политического и т.д. и как имманентное сообще­ство ученых, занятых деятельностью по производству нового знания;

— в-третьих, взаимодействие внутренней социальности науки с внешней:

как соотносятся результаты внешних социальных воздействий на науку и результаты деятельности в рамках внутренней социаль­ности науки;

— наконец, как переносятся (и переносятся ли вообще) осо­бенности внутренней социальности научного сообщества, за­нятого производством знания, на логическую структуру и содержание самого этого знания.

Последняя проблема самая трудная для современной историогра­фии науки, а также для философии и социологии науки. Внутренняя социальность каким-то образом уничтожает логику и истину в трудах многих современных исследователей науки, и это заставляет переосмыс­лить заново эти столь существенные для науки понятия.

Выход к проблематике такого рода обусловлен резкой переори­ентацией исследователей науки конца XX в. относительно взаимодейст­вия науки и общества.

— Для историографии науки прошлого века в целом характерно рассмотрение взаимоотношения наука — общество в плане за­висимости общественного развития от развития научных идей. Научные идеи выступают как двигатель развития общества.

Вектор действия силы направлен от науки к обществу, вся история цивилизации выступает как функция развития научных идей.

Постановка социальных проблем истории науки в XX в., особенно в конце XX в., диаметрально противоположная.

Теперь особенно значимым становится воздействие общества на науку.

Уже наука выступает как функция развития общества.

Промежуточным этапом между этими двумя крайними позици­ями в истолковании соотношения истории науки и истории общества бьш взгляд на эти две линии развития как на независимые друг от друга.

Научные идеи развиваются по своим законам,. а общество — по своим.

Взаимодействие между ними может вносить лишь случайные изменения в процесс их развития. ************************************************************************