Смекни!
smekni.com

Понятие и виды стадий совершения преступления (стр. 2 из 7)

Выделение данных стадий имеет большое значение для правильной правовой оценки совершенного преступления, его квалификации, а также для индивидуализации уголовной ответственности.

Ошибочно было бы полагать, что совершение любого умышленного пре­ступления непременно проходит все указанные этапы Нередко умысел лица реа­лизуется непосредственно в совершений конкретного оконченного преступления, минуя приготовление к преступлению и покушение на него. В тех случаях, когда преступление проходит в своем развитии указанные три (или две) стадии само­стоятельное уголовно-правовое значение приобретает лишь последняя стадия. Каждая предыдущая стадия поглощается последующей.

О приготовлении к преступлению и покушении на преступление можно вести речь лишь применительно к целенаправленной преступной деятельности. Эти стадии возможны только в преступлениях, совершаемых с прямым умыслом. Что же касается криминальных деяний, совершаемых с косвенным умыслом, то в них стадии приготовления и покушения невозможны. Не желая наступления об­щественно опасных последствий, виновный, естественно, не может и готовиться к преступлению или покушаться на него. В данном случае общественно опасные последствия преступления не составляют цели его криминальной деятельности.

Не является стадией совершения преступления обнаружение умысла. По­следнее представляет собой проявление вовне (словесно, письменно или иным

8


путем) намерения совершить конкретное преступление. Здесь еще нет общест­венно опасных действий. Это самый первоначальный, причем ненаказуемый этап возможной или вероятной в будущем преступной деятельности. Обнаружение умысла — еще не действие, а всего лишь преступное намерение, мысль, хотя и объективированная. Российское же уголовное законодательство преступными и наказуемыми признает не мысли, не намерения и желания, а только общественно опасные поступки человека. Все, что не выражается в деянии (действии или без­действии), находится вне сферы уголовно-правового регулирования. Поэтому об­наружение умысла не признается стадией совершения преступления.

Что же касается угрозы совершения общественно опасного деяния, пред­ставляющей собой психическое насилие над жертвой целью изменения ее поведе­ния в интересах угрожающего, то ее следует относить к обнаружению умысла. Это уже оконченное самостоятельное преступление в случаях, когда эта угроза в качестве такового предусмотрена уголовным законом.

Стадии возможны практически во всех умышленных преступлениях с мате­риальным составом.

Приготовление и покушение невозможны, когда закон связывает уголовную ответственность только с наступлением определенных, указанных в диспозиции статьи Особенной части УК последствий. Таковы, например, составы, предусмот­ренные ст. 285, 286, 330 УК.

Приготовление и покушение невозможны также в преступлениях, объек­тивная сторона которых состоит в создании опасности причинения вреда (ч. 1 ст.215,ч.1ст. 217 УК и др.).

Стадия приготовления (и соответственно стадия покушения) невозможна и в составах, где уже сама подготовительная деятельность рассматривается законо­дателем как оконченное преступление (ст. 208—210, 239 УК)- Стадия покушения невозможна и в преступлениях с так называемым усеченным составом (ст. 277, 295, 317 УК), в то время как стадия приготовления здесь вполне может иметь ме­сто.

Как правило, приготовление и покушение невозможны в совершаемых пу­тем бездействия преступлениях с формальным составом, а покушение невозмож-

9


но также в формальных составах, выполняемых путем действия, в которых уже первый акт деятельности представляет собой оконченное преступление (таков, на­пример, состав разбоя — ст. 162 УК).

Уголовная ответственность за неоконченное преступление (приготовление и покушение) наступает по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за конкретное оконченное преступление, со ссылкой на ст. 30. При этом надо иметь в виду, что каждая последующая стадия совершения престу­пления "поглощает" предыдущую. Предшествующие ей стадии лишены само­стоятельного квалификационного значения.

1.2 Приготовление к преступлению

УК РФ 1996 г. в основном придерживается традиционного для российского уголовного законодательства определения понятия приготовления к преступле­нию, хотя некоторые изменения и дополнения в это понятие внесены. Согласно закону (ч. 1 ст. 30 УК) "приготовлением к преступлению признается приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения пре­ступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение пре­ступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступле-ния, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам". Понятие приготовления в этом определении допол-нено существенным признаком — прерванности приготовительных действий по не зависящим от лица обстоятельствам. В УК РСФСР 1960 г. (ст. 15) этот признак указывался лишь в понятии покушения на преступление. Помимо этого, в опреде­лении понятия приготовления впервые выделены такие известные его формы, как "изготовление средств или орудий совершения преступления", "приискание со­участников преступления", "сговор на совершение преступления".

10


В широком смысле слова приготовлением к преступлению следует считать любую умышленную деятельность по созданию условий для совершения престу­пления. В отличие от формирования и обнаружения умысла на совершение пре­ступления, где нет еще общественно опасных действий, а есть только намерения, приготовление характеризуется не только намерением совершить преступление, но и определенными конкретными действиями, создающими условия для после­дующего совершения преступления. Однако в отличие от покушения здесь нет еще непосредственного посягательства на охраняемые уголовным законом отно­шения. О приготовлении как о стадии совершения умышленного преступления можно вести речь только тогда, когда производится подготовка к совершению конкретного преступления при этом субъект намерение в дальнейшем довести свой преступный замысел до конца (по схеме: создание условий + исполнение преступления); он не думает ограничиться лишь приготовительными действиями. Нельзя рассматривать как приготовление к конкретному преступлению ситуации, когда лицо "на всякий случай", напр., приобретает, изготавливает или приспосаб­ливает различные предметы, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве средств или орудий совершения какого-либо преступления. Такие дейст­вия не образуют этапа осуществления единого преступления Однако в ряде слу­чаев они могут рассматриваться как самостоятельные преступления (ст. 222, 223, 324, 325, 327 УК и др.). Таким образом, в рассматриваемом плане не может быть приготовления к преступной деятельности вообще; приготовление к совершению преступления всегда конкретно.

Приготовительные действия весьма разнообразны. С объективной стороны они возможны в следующих формах: а) приискание средств или орудий соверше­ния преступления; б) изготовление средств или орудий совершения преступления; в) приспособление средств или орудий совершения преступления; г) приискание соучастников преступления; д) сговор на совершение преступления; е) иное умышленное создание условий для совершения преступления. Каждый из этих объективных признаков приготовления имеет самостоятельное значение, но часто в одном деянии можно одновременно констатировать наличие двух и более ука­занных признаков.

и


Под приисканием понимается любой способ, законный или незаконный, приобретения средств или орудий совершения преступления. Это может быть их поиск, покупка, обмен, получение на время, похищение и пр. Например, приобре­тение яда для совершения убийства, подыскание транспортных средств для пере­возки намеченного к похищению имущества и т. д. К приисканию относится так­же случайное нахождение и присвоение какого-либо предмета, который может быть использован для совершения криминального деяния, при возникновении до присвоения данного предмета замысла на совершение преступления. Приискани­ем, наконец, является и подготовка к использованию для совершения преступле­ния бытовых предметов (автомашины, кухонного ножа и пр.), находящихся в соб­ственности субъекта.

Следует иметь в виду, что ни приобретение, ни похищение, ни
присвоение различных средств и орудий, ни пользование бытовыми предметами,
находящимисявсобственностивиновного,недолжны

признаваться приготовлением к совершению криминального деяния, если не бу­дет доказано, что замысел на их использование в конкретных преступных целях возник до указанных приготовительных действий.

Определенные сложности на практике представляет собой понимание средств и орудий используемых при совершении преступления.

Под средствами совершения преступления понимаются предметы матери­ального мира, применяемые для совершения задуманного преступления, а также приспособления, облегчающие его совершение. Например, снотворное для усып­ления жертвы, лестница совершения кражи, транспортные средства для вывоза похищенного, поддельные бланки для совершения мошенничества и т. п. Под орудиями совершения преступления понимаются любые

предметы которые используются для исполнения задуманного пре­ступления и с помощью которых непосредственно причиняются общественно опасные последствия. Например, различные виды холодного и огнестрельного оружия, взрывчатые вещества и взрывные устройства, отмычки, "фомки" и другие орудия взлома для совершения кражи, горючие вещества при поджоге, различные предметы хозяйственного и бытового назначения, с помощью которых соверша-

12


ется преступление (топор, кухонный нож и пр.).