Различают также по степени годности годное и негодное покушение. Негодное покушение, в свою очередь, подразделяется на покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами.
Под покушением на негодный объект (точнее, на негодный предмет) понимаются такие случаи, когда виновный посягает на определенный объект, однако его действия вследствие допускаемой им фактической ошибки не создают реальной опасности причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям (например, выстрел в труп; взламывание сейфа, который оказывается пустым; передача взятки мнимому посреднику).
Под покушением с негодными средствами обычно понимают такие случаи, когда виновный для достижения своих общественно опасных целей применяет
22
средства, которые по своим объективным свойствам не могут привести к окончанию преступления или к наступлению желаемого преступного результата. Под средствами здесь понимаются не только собственно орудия и иные средства совершения преступления, но и его методы и способы. Покушения с негодными средствами подразделяются, в свою очередь, на покушение с абсолютно непригодными средствами и на покушение со средствами, непригодными в данных конкретных условиях. Например, попытка производства выстрела из незаряженного ружья.
В тех же случаях, когда непригодность средств очевидна (например, попытка использовать для посягательства сверхъестественные силы, заклинания, наговоры), такие действия по существу являются не покушением, а обнаружением умысла и не влекут уголовной ответственности.
Основанием уголовной ответственности за предварительную преступную деятельность, т. е. за приготовление и покушение, является наличие в действиях виновного состава неоконченного преступления. При решении вопроса об уголовной ответственности за приготовление и покушение учитываются положения, указанные в ст. 29 и 30 УК РФ.
23
2. Уголовная ответственность и наказание
2.1 Основания уголовной ответственности за приготовление и покушение и их наказуемость
Действующий УК единственным основанием уголовной ответственности признает совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного данным Кодексом (ст. 8).
Это положение равным образом относится как к оконченному, так и неоконченному преступлению. Таким образом, основанием ответственности за неоконченную преступную деятельность (приготовление к преступлению и покушение на него) является деяние, содержащее признаки неоконченного состава преступления. Поскольку закон, говоря об общем основании ответственности, указывает на наличие всех признаков состава, юридическим обоснованием ответственности за приготовление и покушение является прямое указание закона на то, что она наступает за неоконченное преступление по статье Кодекса, предусматривающей ответственность за оконченное преступление со ссылкой на ст. 30 УК. Незавершенное преступное посягательство отличается от завершенного лишь неполным выполнением объективной стороны и частичной реализацией умысла. Важным для практики является предписание закона относительно обязательной ссылки на ст. 30. Так, действия лица, совершившего покушение на кражу чужого имущества, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 158 УК.
Ответственность за приготовление и покушение имеет и значительное сходство, и существенные различия. Последние сводятся, главным образом, как уже было сказано, к различному решению законодателем вопроса об уголовной ответственности: приготовление влечет ответственность лишь при подготовке тяжких и особо тяжких преступлений, в отношении покушения таких ограничений в законе нет.
Что касается наказуемости приготовления и покушения, то, признав необходимым применить уголовное наказание, суд руководствуется, прежде всего, общими началами его назначения (ст. 60). Вместе с тем УК содержит специаль-ные предписания о назначении наказания за неоконченное преступление (ст. 66). Во-первых, суд должен учесть обстоятельства, в силу которых преступление не
24
было доведено до конца. Это указание означает, в частности, выяснение вопроса о том, не имел ли место в данном случае добровольный отказ от завершения преступления. Кроме того, должно быть установлено, прервано ли преступление вследствие непригодности средств или орудий его совершения либо пресечения действий виновного работниками правоприменительных органов или других лиц, вследствие отпора со стороны потерпевшего или вследствие случайных обстоятельств. Выяснение причин позволяет суду определить степень стойкости и упорства лица при совершении преступления.
В законе предусмотрено, что срок и размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока и размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК за оконченное преступление (ч. 2 ст. 66). Применительно к покушению на преступление УК устанавливает, что срок и размер наказания за его совершение не может превышать трех четвертей срока и размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного статьей за оконченное преступление (ч. 3 ст. 66).
Наконец, закон однозначно решает вопрос о высшей мере наказания: за приготовление к преступлению и покушение на его совершение смертная казнь и пожизненное лишение свободы не назначаются (ч. 4 ст. 66 УК).
Эти положения закона вполне обоснованны. Меньший размер наказания за приготовление и покушение определяется незавершенностью преступления, свидетельствующей, как правило, о меньшей опасности сравнительно с оконченным преступлением. Правомерно и то, что покушение должно наказываться более строго, чем приготовление. В законе нет указания на необходимость учета вида покушения на преступления, хотя такое положение было бы целесообразным. Оконченное покушение, наиболее близкое к завершенному преступлению, как правило, должно влечь более строгое наказание, чем покушение неоконченное.
25
2.2 Добровольный отказ от преступления
При осуществлении криминального посягательства лицо под влиянием различных препятствий и иных обстоятельств, возникших на его пути, может прекратить начатую преступную деятельность, отказаться от ее продолжения и доведения до конца. Если это происходит по его собственной воле и желанию, то возникает вопрос о наличии в его поведении признаков добровольного отказа от преступления.
Добровольные отказом от совершения преступления признается добровольное и окончательное прекращение лицом начатой преступной деятельности (приготовления и покушения) при сознании им фактической возможности завершить ее. Главное правовое последствие добровольного отказа - это исключение уголовной ответственности за начатое преступление.
Добровольный отказ характеризуется двумя основными признаками добровольностью и окончательностью (ч. 2 ст. 31 УК). Определяющим здесь является именно решение лица добровольно и окончательно отказаться от дальнейшего совершения преступления.
Добровольность отказа означает, что лицо, начавшее преступление, сознательно, по собственной воле прекращает дальнейшее его совершение. Разумеется, иногда инициатива такого отказа может возникнуть у субъекта под влиянием других лиц (например его близких). Однако и при этом сам отказ должен быть результатом свободного волеизъявления субъекта, а не вынужденным следствием возникших непреодолимых или трудно преодолимых для продолжения начатой криминальной деятельности препятствий.
Весьма важным показателем добровольности отказа является сознание виновным фактической возможности успешно продолжить или завершить начатое преступление. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении "О судебной практике по делам об изнасиловании" от 22 апреля 1992 г. указал, что "не может быть признан добровольным и, следовательно, устраняющим ответственность отказ, который вызван невозможностью дальнейшего продолжения
26
преступных действий вследствие причин, возникших помимо воли виновного''.
Мотивы при добровольном отказе могут носить самый различный характер (раскаяние, сострадание к жертве, страх перед возможной ответственностью, осознание безнравственности своего поведения и пр.). Как правило, самостоятельного юридического значения они не имеют.
Окончательность отказа означает, что лицо, начавшее преступление, полностью и бесповоротно, а не на время прекращает свою преступную деятельность. Добровольного отказа, естественно не будет в случаях перерыва в преступной деятельности или временного отказа от дальнейших криминальных действий.
Отсутствует добровольный отказ и в случаях несовершения виновным повторного криминального посягательства, когда первое не было завершено в силу обстоятельств, от него не зависящих (выстрел —> промах —> от повторного выстрела отказался).
Добровольный отказ возможен только до момента окончания преступления, причем как на стадии приготовления к его совершению, так и на стадии покушения на него. В стадии приготовления к преступлению добровольный отказ преимущественно выражается в пассивном поведении субъекта, в воздержании его от дальнейшей преступной деятельности, однако при этом возможны и активные действия (уничтожение приготовленных орудий и средств совершения преступления, своевременное сообщение органам власти преступном сговоре и пр.).
Добровольный отказ чаще всего возможен при неоконченном лишении, при котором субъект еще не выполнил полностью необходимых действий (бездействия) для завершения криминального деяния и наступления преступного результата. Что же касается оконченного покушения, при котором субъект выполнил все то, что считал необходимым для завершения преступления, то здесь доброволь-ный отказ возможен лишь в тех сравнительно редких случаях, когда он еще сохраняет контроль над дальнейшим ходом событий (в частности, контроль над раз-витием причинной связи в преступлениях с так называемым материальным составом). В этих случаях добровольный отказ всегда носит активный характер, ибо только такие действия способны предотвратить наступление преступных последствий. Пока завершение преступления еще зависит от воли лица, исключать воз-