Но самое важное из показаний многих свидетелей следующее :
7-го ноября 1850 года с 9-ти часов и до 1-го часу ночи Сухово- Кобылин находился у Нарышкиных и уехал от них со своей сестрой графиней Салиес де Турмемир. Далее из показаний свидетелей следует, что кровавые пятна возле кладовой и на ступеньках образовались от того, что здесь постоянно резали живность для барского стола.
Резанная же рана шеи, нанесенная Луизе, еще при жизни вызвала бы обильное кровотечение. В подобном случае следов крови оказалось бы значительно больше и по своему характеру они существенно отличались бы от тех двух пятен неизвестного происхождения , которые имелись в доме Сухово- Кобылина на стене « в комнате, именуемой залой «.
Однако, тогда все эти факты не были приняты во внимание и следствие не отступало от первоначальной версии.
Уже в наше время к исследованиям был привлечен видный советский судебный медик, профессор Павлов Н.В. Он отверг возможность убийства путем нанесения удара шандалом и пришел к выводу , что смерть Симон - Деманш последовала от удушения каким-либо предметом, например, платком, полотенцем, а ранение шеи причинено посмертно. Именно этим следует объяснить незначительное количество крови, оказавшееся на месте обнаружения трупа и на одежде Симон- Деманш.
Дело Сухово- Кобылина тянулось на протяжении 7 лет и закончилось 3-го декабря 1857 года и с утверждением царя Сухово- Кобылина , как и привлекавшихся по делу дворовых людей, полностью освободили от ответственности по обвинению в убийстве Луизы Симон- Деманш. ( 1 )
Версия должна быть основана на той информации , теми данными, которыми располагает следователь. Построение версий, основанных на домыслах недопустимо.
Выдвижение и включение в план расследования беспочвенных, не обоснованных фактическими данными версий представляет серьезную опасность для успеха расследования. Произвольные ни на чем не основанные догадки и надуманные предположения следователя могут толкнуть его на неправильный путь в поисках несуществующих доказательств.
Однако следует избегать и другой крайности - чрезмерного обоснования каждой версии фактическими данными. Следователь может допустить тактическую ошибку, если не попытается дать объяснение имеющимся фактам, а будет стремится к тому, чтобы сначала собрать как можно больше доказательств, а уже затем на их основе выдвинуть следственные версии. Это может привести к тому, что объективно возможная, реально вытекающая из фактических данных версия будет включена на первых порах в план расследования, так как по мнению следователя, для ее построения недостаточно фактов.
Главное для построения следственной версии не количество фактов, а их специфичность, необычность или же своеобразие в сочетании. Поэтому уже в ходе осмотра места происшествия и при изучении различного рода материалов ведомственных проверок.
послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, следователь, как правило,
может выдвинуть версии, соответствующие специфическим признакам расследуемого события. Так, 14.05.90 года в квартире одного из домов г. Алма-Аты обнаружен труп гражданина Анохина со множественными ранениями. В результате осмотра места происшествия установлено, что входная дверь квартиры не повреждена, замки исправны. В квартире имеются следы недавней выпивки. На полу разбросаны вынутые из шкафа вещи. Обнаруженные пустые бутылки из-под вина и водки, недоеденная закуска, то, что замки на входной двери не были повреждены, явилось поводом для выдвижения версии о том, что убийство Анохина совершено лицами из числа его знакомых, употреблявших с ним спиртные напитки, а тот факт, что вещи в квартире разбросаны, позволяет предположить ,что убийство Анохина могло быть совершено с целью ограбления, или же инсценировано.В данном случае версии выступают путеводными нитями в лабиринте различных признаков
( следов, предметов, их взаиморасположения и состояния ), помогают следователю фиксировать свое внимание на тех из них, которые имеют отношение к совершению преступления. Кроме того, факты послужившие только основанием к возбуждению уголовного дела, уже дают возможность предположительно объяснить уголовно-правовую сущность. Поэтому следственные версии необходимо выдвигать своевременно, для чего достаточно минимального количества данных.
Планируя расследование преступления, необходимо выдвинуть исчерпывающий перечень следственных версий. Это значит, что факты, имеющиеся в распоряжении следователя должны получить все возможные объективно-реальные объяснения.
Поскольку версия, являясь проблематичным суждением, допускает и другие объяснения исследуемых обстоятельств, то в исчерпывающий перечень включаются следственные версии только альтернативного взаимоисключающего характера. Так например, по делу об убийстве Ахметова с самого начала выдвинутые версии:
-Ахметов погиб в результате несчастного случая при попытке сойти с поезда на ходу;
-Либо Ахметов был убит и сброшен с поезда;
Две эти версии исключают друг друга, так как , если это умышленное убийство, то не может быть несчастного случая и наоборот.
Если в данном случае допускается убийство Ахметова проводником Васильевым, то не исключается , что убийство мог совершить кто-то другой. Исключающий друг друга характер выдвинутых версий обусловлен тем, что все они одновременно не могут быть истинными. При этом разумеется версии, относящиеся к различным обстоятельствам расследуемого преступления, к различным элементам его состава, не являются взаимоисключающими, так как имеют основания различные, говоря иначе версия, например , о субъекте преступления ( что убийство мог совершить проводник Васильев ) и версия о мотиве преступления ( убийство могло быть совершено из хулиганских
побуждений ) - это версии различных альтернативных рядов. В исчерпывающий перечень, таким образом включаются лишь версии, сопоставимые по своему содержанию.
При наличии следственной ситуации, характеризующейся крайней ограниченностью доказательного материала, в первую очередь необходимо выдвинуть так называемые типичные для предполагаемого преступления следственные версии. Типичные версии отражают юридический состав преступления, его видовые признаки и наиболее типичный чаще всего встречающийся в практике механизм события, то есть обстоятельства его возможного совершения. Так например, при наличии признаков кражи типичными версиями будут : « кража», « инсценировка кражи «, при наличии признаков пожара - « поджог», « самовозгорание», « неосторожное обращение с огнем «, при обнаружении трупа - « убийство», « самоубийство», « несчастный случай ».
« Существуя в качестве приблизительного обобщения, они не учитывают конкретных, специфических особенностей, рассматриваемого случая, а указывают лишь на типичные причины их возникновения». (1)
Крайняя ограниченность исходной информации, при которой известен лишь в общих чертах результат ( смерть человека, недостача материальных ценностей ) действия какой-то неизвестной причины, приводит на данном этапе к использованию всех вариантов предполагаемых причин, исключающих возможность объяснения наступившего результата какой-либо иной причиной.
Исчерпывающий круг типичных версий, конечно сужается , когда следователь располагает большим объемом информации. Так, если обнаружен труп с несколькими ранениями, то версии о естественной смерти, также как о самоубийстве или несчастном случае. По вполне понятным соображениям не возникают.
(1) Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений. М., Юридическая
литература . 1981 год , стр. 74
Сформированные и закрепленные в памяти следователя и в виде определенных стереотипов типичные версии в значительной мере облегчают его работу по выдвижению версий и планированию расследования.
Приступая к выдвижению следственных версий на основе имеющихся фактов, последние необходимо подвергнуть логической обработке путем анализа и синтеза.
С их помощью, с одной стороны, из беспорядочной информации выделяются существенные факты по их очевидным и предполагаемым связям с расследуемым преступлением, а с другой - выделенные факты мысленно объединяются в единое целое , формируются фактические базисы для выдвижения следственных версий.
Оценивая в процессе расследования имеющиеся и вновь обнаруженные факты, систематизируя и классифицируя их, следователь с помощью анализа и синтеза обеспечивает отбор информации, необходимой для построения следственной версии.
При анализе имеющейся информации и выделении из нее только той, которая включается в фактический базис для построения версии, применяется такой важный логический прием, как индукция. Его суть заключается в том, что по некоторым частным признакам, отдельным фактам делается обобщенный вывод и высказывается суждение о событии преступления в целом.
По делу об изнасиловании и убийстве 8-и летней Романовой Ларисы следователь, оценив каждый из фактов в отдельности, а затем обобщив их индуктивным путем, выдвинул ряд версий, объяснявших каждый факт в отдельности и всю их совокупность.
18 октября 1983 года в районе автостанции п. Курчум Курчумского района был обнаружен труп Романовой Л. 8-и лет, ученицы 2-го класса, с признаками насильственной смерти.
При прочесывании местности на западной окраине п. Курчум , недалеко от автостанции в яме обнаружен детский сапог из белой кожи . Здесь же лежали велосипедный ключ с отверткой и было бурое пятно похожее на кровь. В 700 метрах от места обнаружения бурого пятна и сапога, в болте , обнаружены следы мужской обуви, след велосипедных шин, в болоте, где обнаружен труп, найдена школьная сумка с вещами потерпевшей.