Члены персонала консульского учреждения распоряжаются свободой передвижения в пределах консульского округа в той мере, которая не противоречит законам государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещен или регулируется с точки зрения государственной безопасности.
В ходе выполнения своей работы консульские учреждения не должны допускать вмешательства в личные дела государства пребывания, уважать и соблюдать его правила и законы.
Государство пребывания, в ответ обязано обеспечить консульскому учреждению и сотрудникам должное уважение и нормальные условия работы, соблюдая все возможные меры по соблюдению иммунитетов и привилегий и для предупреждения каких-либо посягательств на личность, достоинство и свободу консульских должностных лиц.[4]
5. Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала
Для эффективного осуществления всех своих функций консульские учреждения и члены их персонала обладают консульским привилегиями и иммунитетами.
Консульские иммунитеты и привилегии предоставляются, как указано в преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., "не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств".
Вся история становления и развития консульского института во многом мотивируют существующие на сегодняшний день различия в консульских привилегиях и иммунитетах по сравнению с дипломатическими иммунитетами и привилегиями. Дипломатические представительства действуют на двух основах: на функциональной основе; на представительной основе. В то время как за консульскими учреждениями часто отвергается представительный характер, и положено считать, что они действуют только на функциональной основе. Тут же прослеживается тенденция к должному учету представительных аспектов функционирования консульских учреждений. Однако определяющим в отношениях консульских иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из числа привилегий и иммунитетов консульских учреждений наиболее значима неприкосновенность консульских учреждений. В Венской конвенции «О консульских сношениях» находится положение о возможном согласии глав консульского учреждения на доступ в помещения представителей власти государства пребывания "в случае пожара или другой стихийной катастрофы, требующей применение безотлагательных мер защиты". Именно это положение отличает консульские учреждения от дипломатических представительств, на доступ в которые потребуется четко выраженное согласие его главы.
Неприкосновенность распространяется на архивы и документацию консульского учреждения вне зависимости от времени и от их местонахождения. Венская конвенция «О консульских сношениях» предусматривает возможность выдвижения со стороны власти государства пребывания требование о вскрытии консульской вализы при появлении подозрения, что в ней содержится что-то другое, помимо разрешенных к провозу предметов и служебной переписки консульства.
Иммунитет от реквизиции используют не только сами консульские помещения, но и предметы, находящиеся в них, средства передвижения и все остальное имущество.
В число привилегий консульского учреждения входят: таможенные привилегии, схожие с дипломатическим; налоговые льготы (за исключением оплаты определенных видов услуг); право пользоваться консульским щитом (эмблемой с изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке представляемого государства и государства пребывания) и размещать флаг своей страны на здании консульства.
Иммунитеты и привилегии сотрудников консульского учреждения носят функциональный характер. Они не могут подвергаться аресту или временному заключению иначе, как на основании постановлений властей компетентных в данном вопросе в случае совершения тяжких преступлений.
В двухторонних консульских конвенциях вопрос, касающийся личной неприкосновенности решается совершенно по-разному. В одних воспроизводятся положения Венской конвенции о консульских сношениях, а в других находятся положения, максимально приближающие личную неприкосновенность консульских должностных лиц к личной неприкосновенности дипломатических агентов.
При исполнении своих официальных функций консульские должностные лица пользуются иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, за исключением некоторых гражданских исков. Но и тут договорная практика довольно сильно различается.
Согласно статье сорок четвертой Венской конвенции «О консульских сношениях», консульское должностное лицо может быть приглашено в суд для подачи показаний. Однако за полученный отказ явиться в суд к этому должностному лицу не могут быть применены никакие меры взыскания или наказания.
В соответствии с целым рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица давать показания в суде не обязаны и пользуются в этом случае практически теми же правами, что и соответствующие члены персонала дипломатического представительства.
К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семейства могут быть отнесены: определенные налоговые льготы (обычно, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и иных личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и др.
Анализ договорной практики большинства государств подтверждает вывод, в котором сказано, что приближение консульских иммунитетов и привилегий к дипломатическим представляет собой устойчивую тенденцию прогрессивного развития консульского права.[5]
Заключение
Подводя итоги можно сказать, что государства не могут полноценно существовать без установления консульских отношений. Издавна консульские отношения складывались как отношения, связанные, прежде всего с международной торговлей, а, следовательно, именно установление консульских отношений является важнейшим фактором в жизни и развитии государства.
Со временем будет все более возрастать интерес иностранных государств к России, ее богатствам и возможностям вложений инвестиций. Развитие экономического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расширению консульских отношений России с зарубежными государствами, а также к появлению новых консульских учреждений на территории субъектов Российской Федерации. Поэтому знание основ консульского права будет необходимо сотрудникам республиканских, краевых и городских администраций, работникам таможенных служб и правоохранительных органов.[6]
Список используемой литературы
1. Международное право: Учебник для студентов специальности «Правоведение», «Международные отношения», «Международные экономические отношения». ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ – 4е изд., перераб. и доп., - М.: Международные отношения,2003. – 624 страниц.2. Плотникова О.В.: Консульские отношения и консульское право: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Международные отношения» и «Международное право»- М: НОРМА-ИНФРА-М, 2000- 208страниц.3. Тункин Г.И./ Теория международного права. – М.: Зерцало, 2004- 398страниц.4. Колосова Ю.М., Кузнецов В.И. «Международное право»: Москва, 2004 г.5. Международное право: учебник: Ю.М. Колосов, Ю.Н. Малеев и др.; Отв. ред. А.Н. Вылегжанин; МГИМО министерство иностранных дел России. М.: Юрайт; Высшее образование, 2009 - 1012 с.
6. Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права. – М., 1969.7. Консульская служба. Дипломатический вестник. 1997. № 12.[2]Международное право: Учебник для обучающихся по спец. «Правоведение», «Международные отношения» и «Международные экономические отношения»/ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ – 4-е изд., перераб. и доп., - М.: Международные отношения,2003. – 624 с.
[3]Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право: Учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Международные отношения» и «Международное право».- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- 208с.[4]Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права. – М., 1969.[5]Консульская служба. Дипломатический вестник. 1997. № 12.[6]Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права. – М., 1969.