Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права собственности 4 (стр. 2 из 7)

В соответствии с российским законодательством частный собственник не вправе использовать предоставленный ему земельных участок не по целевому назначе­нию или отчуждать его лицам, которые не смогут обеспечить про­должение такого использования (например, для сельскохозяйствен­ного производства). При несоблюдении экологических требований и нерациональном землепользовании он рискует вообще лишить­ся своего участка земли. Строго целевое назначение имеют также жилые помещения — жилые дома, квартиры и т. д. Поскольку жилые помещения предназначены лишь для проживания граждан, их использование в иных целях, в частности для размещения раз­личных контор (офисов), складов, производств и т. д., хотя бы и по воле или с согласия их собственника, допускается только после перевода этих помещений в нежилые в установленном законом порядке (п. 2 и 3 ст. 288 ГК). Ведь использование названных недвижимостей всегда так или иначе не только затрагивает интере­сы соседей или других окружающих собственника лиц, но и имеет большое социальное значение в условиях их сохраняющегося де­фицита. Поэтому установление целевого назначения для соответ­ствующих объектов и связанное с этим ограничение возможнос­тей их собственников служит обеспечению важного публичного интереса. При этом собственник вовсе не лишается своих право­мочий. Речь идет об установлении законом определенных границ содержания самого права собственности, которое в любом случае не может быть беспредельным.[7]

Возможны и ограничения (пределы) осуществления права соб­ственности, предусмотренные законом или договором. Так, пра­ва приобретателя (собственника) недвижимого имущества (пла­тельщика ренты) по договору пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК) исключают для него возможность отчуж­дать или иным образом распоряжаться приобретенным в собствен­ность имуществом без согласия своего контрагента (получателя ренты). Это служит одной из гарантий интересов последнего на случай прекращения обязательства из-за серьезного нарушения своих обязанностей плательщиком ренты (ст. 604, 605 ГК). В та­кой же ситуации находится и залогодатель, остающийся собственником отданной в залог веши, но по общему правилу лишен­ный возможности распоряжаться ею без согласия залогодержате­ля (п. 2 ст. 346 ГК).

Важная особенность правомочий собственника заключается еще и в том, что они позволяют ему устранять, исключать всех дру­гих лиц от какого-либо воздействия на принадлежащее ему иму­щество, если на то нет его воли. В отличие от этого, правомочия иного законного владельца, даже одноименные с правомочиями собственника, не только не исключают прав на то же имущество самого собственника, но и возникают обычно по воле последнего и в предусмотренных им пределах, например по договору аренды.

Вместе с тем в отношениях собственности, как уже отмечалось, тесно переплетаются две их стороны: «благо» обладания имущес­твом и получения доходов от его использования и «бремя» несе­ния связанных с этим расходов, издержек и риска. Поэтому ст. 210 ГК специально подчеркивает необходимость для собствен­ника нести бремя содержания своего имущества, если только за­коном или договором это бремя или его часть не возложены на иное лицо (например, охрана сданного внаем имущества — на нанимателя, управление имуществом банкрота — на конкурсного управляющего и т. д.).

Собственник несет также риск случайной гибели или порчи своего имущества, т. е. его утраты или повреждения при отсутст­вии чьей-либо вины в этом (ст. 211 ГК). По сути, этот риск также составляет часть указанного выше бремени собственника. Пере­нос риска случайной гибели или порчи имущества на других лиц возможен по договору собственника с ними (например, по усло­виям конкретного арендного договора), а также в силу указания закона (в частности, такой риск может нести опекун как довери­тельный управляющий имуществом собственника-подопечного).

Таким образом, можно сказать, что право собственности как субъективное гражданское право есть закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению «у, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бремя и риск его со­держания.

Собственник вправе передавать другим лицам свои права вла­дения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имущес­твом, оставаясь его собственником (п. 2 ст. 209 ГК), например при сдаче этого имущества в аренду. На этом основана и предусмот­ренная п. 4 ст. 209 ГК возможность передать свое имущество в доверительное управление другому лицу, что, как подчеркивает закон, не влечет перехода к доверительному управляющему права собственности на переданное ему имущество (п. 1 ст. 1012 ГК). Доверительное управление является, таким образом, способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но вовсе не установлением нового права собственности на данное иму­щество.[8]

1.2. Содержание права собственности граждан

Граждане являются частными собственниками принадлежаще­го им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая предприятия как имущественные комплексы, жилые дома и квартиры. Конституция РФ провозгласила возможность иметь в частной собственности землю (земельные участки), а также дру­гие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9, ст. 36). Однако действующее законодательство пока не предусматривает возможности иметь в частной собственности участки недр или лесов. Граждане являют­ся собственниками имущества созданных ими учреждений (неком­мерческих организаций). Они могут иметь в собственности и раз­личные виды движимого имущества, включая оборудование, транспортные средства и другие «средства производства», а также деньги и ценные бумаги.

В состав имущества граждан, принадлежащего им на праве соб­ственности, могут входить и отдельные обязательственные права (например, такие права требования, как вклады в банках, либо права пользования чужим имуществом), корпоративные права (права участия в акционерных и других хозяйственных обществах, в кооперативах), а также некоторые правомочия из состава исклю­чительных прав. Они не приобретают тем самым режима вещных прав, но находятся в составе принадлежащего гражданину иму­щества как единого комплекса. Именно этот комплекс составляет объект взыскания возможных кредиторов гражданина, а в случае его смерти — наследственную массу (объект наследственного пре­емства).

Закон предусматривает некоторые особые основания возникно­вения права собственности граждан. Так, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительско­го кооператива приобретает право собственности на квартиру, дачу, гараж или иное помещение, которое было предоставлено ему кооперативом, после полного внесения паевого взноса за указан­ное имущество (п. 4 ст. 218 ГК). Аналогичная возможность предо­ставлена и другим лицам, имеющим право на паенакопления (суп­ругам или иным членам семьи пайщика, его наследникам). Право собственности на соответствующую недвижимость возникает при этом в момент оплаты последней части паевого взноса.[9]

В настоящее время отпали традиционные для прежнего пра­вопорядка ограничения объектов права собственности граждан — количество или размер жилых помещений, в том числе квартир, дач и садовых домиков, автотранспортных средств, скота, «средств производства» и т. п. (что, впрочем, впервые было продеклариро­вано еще в законах о собственности). В соответствии с п. 2 ст. 213 ГК не подлежит ограничению количество, а также стоимость объ­ектов права собственности граждан, если только такое ограниче­ние не вызывается целями защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, закон предусматривает весьма широкие, хотя и не без­граничные возможности для развития частной собственности граж­дан и создает ей необходимые правовые гарантии.

Объектом права собственности граждан не может быть только имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности государства. Конкретные виды объектов, которые не могут принадлежать гражданам на праве собственности, должны быть прямо указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК) и не могут устанавливаться подзаконными актами. Это же ка­сается и объектов, которые могут находиться в собственности час­тных лиц только по специальному разрешению, т. е. ограничен­ных в обороте (абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК).[10]

Действующее законодательство допускает возможность нахож­дения земельных участков на праве собственности у граждан, по­лучивших их:

1) под индивидуальное жилищное строительство;

2) для садоводства или ведения личного подсобного и дачного хозяйства;

3) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства[11].

Кроме того, граждане, получившие в собственность здания, со­оружения или иную недвижимость в сельских населенных пунк­тах и на землях сельскохозяйственного назначения (например, приобретшие путем покупки или наследования дом в сельской мест­ности) вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены такие объекты. Правовые акты о прива­тизации допускают приобретение в собственность граждан земель­ных участков под приватизируемыми предприятиями, а также под другими объектами недвижимости, находящимися в их собственнос­ти. Граждане как частные собственники земли вправе осуществлять свои правомочия свободно, если это не наносит ущерба окружаю­щей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК), например соседствующих землепользователей.[12]