Пример: В различных районах Санкт-Петербурга была совершена серия преступлений /мошенничество/. Преступник запомнился в крупных магазинах с любителями дефицитных товаров и под предлогом оказания помощи в их покупке, завладевал крупными денежными суммами и скрывался. Одним из потерпевших оказался профессиональ-ный художник, который смог нарисовать портрет преступника. Выпускник нашей школы Ботанин с использованием данного субъективно-го портрета установил и задержал гражданина Р., который впоследст-вии был изобличен в совершении большого количества мошенничеств.
В практике борьбы с преступностью рисованные портреты довольно редки, не часто потерпевший является художником, а нарисовать портрет со слов - это еще более сложная задача. Поэтому при розыске преступников гораздо чаше используются два других вида субъективных портретов.
Композиционно рисованные /или составные рисованные/ портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков вари-антов элементов лица. Б России, в основном, используются рисунки элементов лица, помешенные в учебном пособии Снеткова Е.А., Зинина А.М., Виниченко И.Л. -. Получаемый при этом портрет выглядит рисованным. Для его изготовления применяются оптико-механические средства типа "ИКР" -идентификационного комплекта рисунков, его модернизированный вариант изделие "Портрет", которое состоит из трех основных частей: альбома-реестра с изображением элементов головы и лица, набора диапозитивов, дублирующих эти изображения и демонстрационного устройства для показа и составления портретов и диапозитивов. Для репродуцирования готового портрета в гнездо на корпусе демонстрационного устройства вставляется стойка, к которой крепится Фотоаппарат "Зенит" с удлинительным кольцом, а также компьютерные композиторы, с помощью которых на экране дисплея "собирают" портрет из заранее заготовленных рисунков элементов лица.
Композиционно-фотографические портреты, так называемые "фотороботы" - это портреты, составленные из 'фрагментов фотографических изображений различных или.
Существуют различные приспособления, облегчающие создание композиционных фотопортретов. Наиболее удобным и эффективным до недавнего времени считался iо проектор, но компьютерные композиты /по Снеткову В.А./ представляют значительные преимущества перед остальными. Они выполняют ту же работу быстрее и позволяют вносить определенные изменения в изображения прямо на экране дисплея.
Для изготовления композиционных портретов /фотографического или рисованного/, как правило, привлекается специалист-криминалист, сведущий в габитоскопии, владеющий навыками работы с портретными композиторами. И здесь важное место занимает работа инициатора задания /в большинстве случаев им является оперуполномоченный УР/ с очевидцем, в которой выделают три основных этапа.
1. Подготовка к изготовлению портрета.
На этим этапе инициатор задания обязан изучить личность очевидца, выяснить условия формирования личностного образа скрыв-шегося лица и сообщить о них специалисту.
До изготовления субъективного портрета очевидцу нельзя показывать фютоальбомы, нельзя предоставлять возможность беседовать с другими свидетелями по делу, /т.е. необходимо принять меры к сохранению мысленного образа/.
При наличии нескольких очевидцев, с каждым из них субъективные портреты составляются отдельно.
Желательно, чтобы изготовление субъективного портрета осуществлялось в более короткие сроки, а лучше немедленно после установления очевидца. В кабинете, где производится работа по изготовлению портрета, не должно быть посторонних лиц, хождений, телефонных разговоров и т.п.
По прибытии в экспертное учреждение криминалист проводит с очевидцем вступительную беседу и, если очевидец способен правильно воспринимать и достаточно четко помнит внешний облик разыскивае-мого лица, то можно переходить ко второму этапу.
2. Составление портрета.
На этом этапе очевидцу разъясняется содержание предстоящей работы, следует подчеркнуть, что не ставится цель получить точный портрет виденного им человека, а лишь будет предпринята попытка создать похожее на него изображение. Затем очевидцу предлагается своими словами описать внешность преступника. После того, как специалист выяснит основные характеристики запомнившихся очевидцу элементов, производится подбор элементов для монтажа портрета, в котором участвует очевидец, вносит соответствующие корректировки.
3. На третьем этапе происходит оценка портрета очевидцем, доработка полученного изображения, фиксация и документирование действий по изготовлению портрета.
Практика показывает, что продолжительность непрерывной работы по составлению портрета с одним очевидцем не должна превышать 30-40 минут. Нельзя при этом проявлять торопливость, нетерпели-вость.
Изготовление субъективных портретов может осуществляться как в рамках оперативно-розыскных мероприятий, так и следствия.
Если портрет составляется по инициативе оперативного работника, то это разновидность оперативно-розыскного мероприятия, а если по заданию следователя, то работа производится в рамках допроса / / это вы будете изучать по теме "Тактика допроса"/.
Фототаблица и справка о составлении субъективного портрета прилагается к материалам проведенных мероприятий.
При использовании субъективных портретов необходимо помнить:
- они не являются доказательствами и используются для розыска соответствующего лица
- они не тождественны, а лишь походи на внешний облик разыскиваемого лица /т.е. обладают типажным сходством/, поэтому в процессе розыска нужно искать именно похожих лиц, а затем проверять их на причастность к совершению конкретных преступлений другими средствами и методами, используя при этом другие известные приметы /рост, телосложение и др./