Смекни!
smekni.com

Криминология 2 (стр. 87 из 116)

Меры по предупреждению преступлений, совершаемых женщинами, необходимо включать в специальные долговременные, рассчитанные на 5-7 лет, национальные и региональные программы улучшения положения семьи, женщины и детей, совершенствования морально-правового климата в обществе. Особое внимание при этом должно быть обращено на степень удовлетворения потребностей, укрепления морально-этических и правовых основ общества, материально-ресурсное обеспечение включаемых мероприятий, систему контроля их исполнения.

Следует также развивать женское движение, в основе которого должны лежать не феминистская идеология, а мораль и общечеловеческие ценности.

Для России вклад Православной церкви и других религиозных конфессий в предупреждение женской преступности продолжает быть небольшим, хотя во всех развитых странах Запада, особенно в Швеции, Норвегии, Финляндии и Канаде, христианские служители религии играют существенную роль не только в деле профилактики женской преступности, но и преступности вообще. Не случайно в названных странах женская преступность имеет один из самых низких в мире показателей.

Как известно, женщины, в силу особенностей своей психологии, весьма чувствительны к религии и религиозным обрядам. Поэтому православные священники и другие служители различных религиозных конфессий должны смелее идти в рабочие и студенческие аудитории, выезжать по месту жительства граждан, выступать по радио и телевидению.

Религия с ее проповедями ненасилия, любви и взаимопомощи, скромности и послушания, с ее умением умиротворить людей имеет большие возможности для снижения социальной напряженности в целом и тревожности женщин, в частности. Религиозные организации могут оказывать большую помощь женщинам, осуществлять в отношении их то, что на криминологическом языке именуется "индивидуальной профилактикой". Такие мероприятия могут проводиться с бездомными женщинами, бродягами, попрошайками. Церковь может предоставлять отдельным из них приют в монастырях, расселять у прихожан, оказывать помощь в трудоустройстве. Весьма действенной стала бы активность религиозных организаций в отношении проституток, многие из которых нуждаются не столько в материальной поддержке, сколько в искреннем человеческом слове и теплом участии. Многого можно ожидать от представителей церкви и в деле исправления женщин, находящихся в местах лишения свободы.

Наряду с общесоциальными мерами предупреждения женской преступности важно широко применять такие меры специально-криминологического характера, как выявление неблагополучных семей; установление в них источников негативного влияния на женщин; обнаружение и устранение фактов и причин социальной и бытовой конфликтности; осуществление профилактического воздействия на лиц, оказывающих на членов семьи десоциализирующее влияние (ранее судимых, подверженных депрессии, конфликтам, обладающих психологической несовместимостью и т.п.); оказание социальной помощи семьям с низким уровнем материального обеспечения; организация работы телефонов доверия; создание специальных помещений для приема на временное проживание женщин, подвергнувшихся насилию; своевременное лечение лиц с психическими отклонениями; помощь в адаптации ранее судимых женщин к новой жизни и т.п.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каково соотношение женской и мужской преступности?

2. Совершение каких преступлений наиболее характерно для женщин?

3. Каковы криминологические особенности женской преступности?

4. Раскройте содержание общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности женщин.

Глава 19. Рецидивная и профессиональная преступность и ее предупреждение

§1. Рецидивная и профессиональная преступность в истории России

В криминологическом смысле рецидив - это повторность совершения преступления, а профессионал - лицо, занимающееся совершением преступлений как профессией. Из этих понятий вытекает суть рецидивной и профессиональной преступности. Первая - преступность, включающая все повторно или многократно совершенные одними лицами преступления, вторая - преступления, совершенные многократно лицами, являющимися криминальными профессионалами.

История рецидивной и профессиональной преступности в России уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта преступность связана, как ни странно, с долгое время существовавшим крепостным правом. Многие крепостные крестьяне, не выдерживая издевательств со стороны помещиков, убегали от них. Иные полностью пропивали свое имущество и, чтобы не отдавать долги, также подавались в бега. Поскольку трудоустроиться они нигде не могли, средства на пропитание добывали грабежами и разбоями на дорогах. Так, только с 1719 г. по 1742 г. в розыске числились более полумиллиона крепостных крестьян. В среднем ежегодно от помещиков убегали свыше 200 тысяч крепостных.

Кражи и разбои в это время большей частью носили групповой характер, т.к. беглые крестьяне сбивались в шайки и преступления совершали совместно. Членов таких шаек называли "лихими людьми", поскольку творить зло тогда называлось "делать лихо".

В городах преступления чаще всего совершали бродяги, спившиеся мастеровые и ремесленники, а также все те же беглые крестьяне, так называемые пришлые люди, которые для облегчения преступных посягательств нередко переодевались в стрельцов и под их видом грабили припозднившихся горожан.

В больших городах существовали даже места концентрации "пришлых и лихих людей". В Москве, например, это были Немецкая слобода и деревни за Серпуховской заставой. Позже местом сбора профессиональных преступников в Москве стал знаменитый Тишинский рынок, в Петербурге - кабаки, вольные дома, торговые бани, рынки, харчевни.

О размахе рецидивной и профессиональной преступности в то время может свидетельствовать, например, тот факт, что в конце XVIII в. представители Устюжного уезда приезжали в Москву с челобитной на разбойников, в которой указывали, что пропившиеся крестьяне собирались в группы по 20 человек и занимались разбоями, налагая на целые деревни огромные выкупы. Можно с определенными оговорками утверждать, что, наверное, именно тогда было положено начало отечественному рэкету.

В первой половине XIX в. из числа преступников, сосланных в Сибирь за двадцать лет, больше половины приходилось на осужденных за кражи и мошенничество. Причем за грабеж и разбой осуждалось преступников в 2 раза больше, чем за убийство. В целом же можно утверждать, что профессиональная преступность носила корыстно-насильственный характер.

Очевидно, что примерно к этому времени следует отнести все возрастающую взаимообусловленность профессиональной и рецидивной преступности. Как правило, рецидивисты все чаще становились профессиональными преступниками, специализируясь на совершении однотипных преступлений, постоянно совершенствуя и оттачивая свое преступное мастерство.

Отмена крепостного права в 1861 г. вызвала огромные миграционные процессы. Стали появляться рецидивисты и профессиональные преступники из дворян и купцов, которые многократно совершали подлоги кредитных бумаг, карточное мошенничество, карманные и квартирные кражи.

В среднем за год полиция Петербурга задерживала свыше 100 рецидивистов и профессиональных преступников, часто с использованием созданной в 60-х гг. XIX в. фотокартотеки воров.

Возраст рецидивистов и профессиональных преступников конца XIX в. составлял: от 22 до 30 лет (30,1% от их общего числа); от 30 до 40 лет (26,4%). Больше половины из числа осужденных преступников специализировались на совершении однородных преступлений.

В местах лишения свободы того времени не был организован труд заключенных, что способствовало шлифовке и совершенствованию ими своего мастерства в течение всего времени отбывания наказания.

Перед Первой мировой войной при некотором снижении преступности в стране резко возросло количество таких многократно совершаемых уголовных посягательств, как мошенничество, подделка документов, преступления против нравственности, а также распространение наркотиков (кокаина). К этому времени сложилась следующая структура рецидивистов и профессиональных преступников.

1. Грабители ("громилы"), использующие в своей преступной деятельности кистень, топор и веревку, финские ножи. В начале XX века уголовным розыском была обезврежена действовавшая в районе Большой Грузинской дороги преступная шайка грабителей-убийц, в состав которой входили более 100 участников, включая даже местных жителей. Руководителям этой шайки удалось подкупить чиновников местной администрации, которые помогали конспирировать ее преступную деятельность.

2. Воры, имеющие около 25 разновидностей так называемых воровских профессий, в том числе:

- похитители денег из сейфов и других хранилищ ("медвежатники" - вскрывавшие и "шнифферы" - взламывавшие сейфы). В начале XX в. ими впервые для взлома сейфа был использован газосварочный аппарат;

- железнодорожные воры ("городошники" или "шоттенфеллеры");

- похитители грузов с гужевых повозок;

- воры, кравшие ценности с экипажей ("поездушники");

- воры, кравшие из гостиниц;

- квартирные воры ("домушники");

- конокрады ("скамеечники"), занимавшие первое место среди преступных сообществ по степени организованности. В состав сообществ конокрадов входило иногда до нескольких сот человек;