Особо отмечено в ст. 1 Закона о защите прав потребителей, что правила бытового и других видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ) утверждаются Правительством РФ (ст. 38). Данное положение исходит из того, что только Правительство РФ вправе утверждать нормы о защите прав потребителей. Соответственно оно не может поручать федеральным органам исполнительной власти принимать такие акты (п. 2 ст. 1 Закона). Приведенное положение является одной из предусмотренных Законом гарантий прав и интересов потребителей.
Среди подзаконных актов о бытовом подряде следует особо выделить Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации[5], утвержденные Правительством РФ 1 августа 1997 г. Правила распространяются на два различаемых ими договора: бытового подряда и возмездного оказания бытовых услуг. Большая часть норм Правил относится к обоим видам договоров, но есть и такие, которые рассчитаны только на один из них - договор бытового подряда (см., например, п. 20 - 22) или возмездного оказания бытовых услуг (см., например, п. 17, 21 и др.).
К обязательствам из договора бытового подряда субсидиарно применяются нормы о купле - продаже. Из трех статей, регулирующих договор розничной купли-продажи, к которым отсылает ст. 739 ГК РФ (503, 504 и 505), ст. 503 и 504 ГК РФ предусматривают ответственность за ненадлежащее качество, в то время как ст. 505 ГК РФ регулирует ответственность за любые нарушения договора, в том числе и те, которые выражаются в нарушении условия о качестве результата работы.
Подобно всем другим разновидностям подряда правовое регулирование договора бытового подряда также выделено в отдельный параграф гл. 37 ГК РФ. Вместе с тем ГК РФ специально предусматривает распространение на отношения по бытовому подряду в определенных пределах положений, содержащихся в § 3 гл. 37 ГК РФ ("Строительный подряд"). Речь идет о п. 3 ст. 740 ГК РФ. В нем предусмотрено, что в случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору применяются положения § 2 о правах заказчика по договору бытового подряда. Следовательно, указанная статья отличается тем, что, во-первых, имеет в виду не все положения § 2, а только те, которые определяют права заказчика, и, во-вторых, положения § 2 полностью вытесняют в соответствующей части положения, которые содержатся в § 3 все той же гл. 37 ГК РФ. Таким образом, например, в случаях, когда гражданин в качестве заказчика заключает договор на строительство предназначенного для его же проживания дома или дачи, к такому договору, наряду с нормами § 3 гл. 37 ГК РФ, будет применяться ст. 731 ГК РФ, которая с помощью особых гарантий прав заказчика способна обеспечивать в большей мере интересы последнего.
Пункт 3 ст. 740 ГК РФ представляет собой императивную норму. А это означает, что в указанных в нем пределах должны безусловно, т.е. независимо от указания иного в договоре, действовать правила § 2 гл. 37 ГК РФ. Отмеченный характер соответствующей нормы выражает стремление законодателя таким путем сохранить особый, благоприятный для заказчика режим, какую бы по своему характеру модель подрядного договора ни выбрали стороны.
Договор строительного подряда с гражданином – потребителем не является публичным договором, поскольку ГК РФ этого прямо не предусматривает. Однако в научной литературе существует позиция, в соответствии с которой, режим публичного договора, предусмотренный для договора бытового подряда, должен распространяться и на договор строительного подряда, где заказчиком выступает потребитель. Этого мнения придерживается, в частности Е.А. Мищенко. Она считает, что смысл распространения норм о правах заказчика в договоре бытового подряда на строительный подряд заключается в создании дополнительных гарантий для потребителей, которые, являясь слабой стороной договора, нуждаются в дополнительной защите. Если обратиться к статьям ГК РФ о бытовом подряде, то можно сделать вывод, что все статьи направлены на создание дополнительных прав для заказчиков в договоре бытового подряда с одной стороны и дополнительных обязанностей для подрядчиков - с другой. Поскольку договор бытового подряда прямо назван как публичный, к договору строительного подряда с участием гражданина также должны применяться положения ст. 426 ГК РФ[6].
Глава 2. Соотношение Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей.
Необходимо проанализировать вопрос о соотношении отраслевого, прежде всего гражданского, и специального комплексного законодательства о защите прав потребителей. В первую очередь, следует обратиться к терминологии. ГК РФ именует стороны как «заказчик» и «подрядчик», предмет договора – «выполнение работы». Закон о защите прав потребителей называет их соответственно «потребитель» и «исполнитель», предмет договора, также как и в ГК РФ - «выполнение работы». Однако это не означает применение иного правового режима, скорее это прием юридической техники. Во – первых, закон о защите прав потребителей был принят на три года раньше, чем Вторая часть ГК РФ, и соответственно, в наименовании сторон не мог быть приведен в соответствие с кодифицированным актом. Во – вторых, термин «потребитель» используется в Законе о защите прав потребителей повсеместно, и к договору розничной купли- продажи, и к договору бытового подряда, и ко всем иным договором, стороной в которых является гражданин, использующий товары (работы, услуги) для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Было бы ошибкой, именовать в законе, в зависимости от договора, потребителя «покупатель» или «заказчик». В – третьих, именование подрядчика «исполнителем» также имеет свое разумное обоснование, поскольку глава III Закона о защите прав потребителей «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)» регулирует и договоры на выполнение работ, и договоры оказания услуг. «Исполнителем» именуется сторона в договоре возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ). Закон о защите прав потребителей и так перегружен наименованиями сторон (продавец, изготовитель, импортер и т.д.), поэтому было бы неверно дублировать исполнителя еще и термином «подрядчик».
Таким образом, можно утверждать, что различие между общим и специальным законодательством в терминологии не несет хоть какого-нибудь различия в правовом режиме, и является приемом законодательной техники.
ГК РФ (п. 3 ст. 730) предусматривает, что "к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними". Приведенная норма несет в себе три значения. Во-первых, ею подтверждается возможность издания направленных на защиту участвовавших в договоре бытового подряда потребителей не только законов, но и подзаконных правовых актов. Во-вторых, она определяет пути разрешения возможных коллизий между ГК РФ, с одной стороны, а также законами, посвященными договору бытового подряда, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ - с другой: эти последние действуют только тогда, когда иное не предусмотрено в Кодексе. В-третьих, соответствующая норма устанавливает как вертикальную, так и горизонтальную иерархию актов. Имеется в виду, что любые акты, в том числе и принятые на уровне закона, не должны противоречить законам, которые посвящены защите прав потребителей и таким образом выполняют роль специальных по отношению ко всем другим - общим[7].
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"[8] (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7) указывает на то, что при рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договора бытового подряда, необходимо руководствоваться исходя из п. 3 ст. 730 ГК РФ, помимо статей о бытовом подряде, общими положениями ГК РФ о договоре подряда, если иное не предусмотрено § 2 гл. 37. В связи с этим возникает вопрос о соотношении законов и других правовых актов о защите прав потребителей с "Общими положениями о подряде" (§ 1 гл. 37 ГК РФ). Есть основание полагать, что соответствующие правовые акты, к которым отсылает ст. 730 ГК РФ, составляют часть особого режима, предусмотренного для договора бытового подряда. Это означает, что нормы, содержащиеся в этих актах, являются по отношению к "Общим положениям о подряде" такими же специальными, как и статьи ГК РФ, которые включены в параграф "Бытовой подряд". В противном случае, помимо прочего, оказалась бы нарушенной цельность правового режима, введенного для договоров бытового подряда одноименным параграфом ГК РФ, с одной стороны, и в такой же мере изданными в этой области актами, перечисленными в п. 3 ст. 730 ГК РФ, - с другой. С учетом изложенного горизонтальная иерархия соответствующих норм принимает такой вид:
1. Статьи параграфа 2 гл. 37 ГК («Бытовой подряд»);
2. Закон о защите прав потребителей;
3. Иные правовые акты, принятые в соответствии с данным законом;
4. Статьи § 1 гл. 37 ГК («Общие положения о подряде»);
5. Нормы раздела III ГК ("Общая часть обязательственного права").
Некоторые общие положения о договоре подряда воспроизводятся в параграфе, посвященном бытовому подряду, но с определенными отличиями, которые отражают особенности последнего договора. Прежде всего это относится к необходимости усиленной защиты интересов потребителей. Так, например, и в § 1, и в § 2 гл. 37 ГК РФ "Подряд" включены нормы, которые предусматривают право заказчика на отказ от договора. Однако в то время, как общая норма о подряде признает за заказчиком соответствующее право, если иное не предусмотрено договором (ст. 717 ГК РФ), в отношении бытового подряда действует прямо противоположное правило: условия этого последнего договора, лишающие заказчика возможности отказаться от исполнения своих обязанностей, признаются ничтожными (п. 2 ст. 731 ГК РФ). Или другой пример. Общие нормы о подряде, посвященные информации, закрепляют обязанность ее передачи подрядчиком в рамках исполнения договора (ст. 726 ГК РФ), в то время как в бытовом подряде информация, при этом в указанном в самом ГК РФ объеме (имеются в виду характер работы, ее виды и особенности, цена и форма оплаты, а также иные сведения, истребуемые заказчиком), должна предоставляться до заключения договора. Это сделано явно с той целью, чтобы, решая для себя вопрос, стоит ли заключить договор с определенным подрядчиком на определяемых им условиях, потребитель знал, чего он вправе ожидать от возможного контрагента (ст. 732 ГК РФ).