§ 4. Другие случаи признания
История международных отношений в период после Второй мировой войны, в частности, до того как колониализм был признан несовместимым с современным международным правом, изобилует примерами признания национально-освободительных движений в лице их органов, возглавлявших борьбу зависимых народов за национальное освобождение и создание собственного независимого государства. Такое признание давалось как констатация факта наличия такого национально-освободительного движения, как подтверждение его правомерности и международно-правового статуса, выражение государством готовности оказать этому движению политическую и иную помощь и поддержку в рамках, допустимых международным правом.
Признание национально-освободительных движений могло сопровождаться установлением официальных отношений с органами национального освобождения и учреждением их представительств в признающем государстве. Широкое признание, например, получили в свое время Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы, что в значительной степени способствовало успешному завершению борьбы народов этих стран за ликвидацию колониального господства и создание независимых государств.
Признание национально-освободительных движений в лице их органов давалось не только государствами, но в некоторых случаях Организацией Объединенных Наций, ее специализированными учреждениями и другими международными организациями, в частности Организацией африканского единства. Так, единственным законным представителем народа Намибии ООН признала Народную организацию Юго-Западной Африки (СВАПО), а единственным законным представителем палестинского народа — Организацию освобождения Палестины (ООП).
В ходе Второй мировой войны широкое признание держав антигитлеровской коалиции получали органы, возглавлявшие вооруженное сопротивление населения оккупированных Германией территорий и государств в Европе. Важную политико-юридическую роль в этот период сыграло признание Советским Союзом и другими государствами таких органов сопротивления агрессору, как французский Комитет национального освобождения и Национальный комитет освобождения Югославии.
Выше достаточно бегло и далеко не полно приведены юридически значимые в международном плане события и ситуации, требовавшие соответствующей реакции государств и международных организаций в виде признания их правомерности, соответствия международно-правовым предписаниям. Некоторые из вышеприведенных ситуаций, очевидно, вновь не возникнут или утратили значение в силу последующего международно-правового развития. Вместе с тем можно предположить, что в настоящем и будущем будут возникать ситуации, требующие явного или молчаливого их признания во взаимоотношениях между субъектом признания и субъектом соответствующего поведения.
Как подчеркивалось выше, признание - акт политический, не поддающийся в общем виде международно-правовой регламентации. Вместе с тем это не акт произвола, поскольку закономерной целью признания является нормализация взаимоотношений между соответствующими субъектами признания в рамках действующего международного права. Возможной целью признания может быть также стремление побудить международное сообщество государств регламентировать условия действительности тех или новых международно значимых событий.
Конечно, в отдельных случаях акт признания может явиться неправомерным, вызывающим протест других государств или международного сообщества государств в целом.
ТЕРРИТОРИЯ СОГЛАСНО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.
В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.
Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это примерно 110 км.
Космическое пространство можно условно подразделить на близлежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее пределах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно условны.
Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).
Такие пространства — государственная территория и негосударственная (международная) территория — отделены друг от друга границами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически — до центра Земли в глубь ее недр, а практически — на достигнутую для проникновения в недра глубину.
Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздушное пространство над земной поверхностью в пределах государственной и негосударственной территории, правовой режим которых и условия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, составляя, в частности, предмет регулирования международного морского и воздушного права.
§ 2. Государственная территория
Государственная территория — это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства, иными словами, пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей).
Одной из составляющих суверенитета государства является его территориальное верховенство, юридические признаки которого рассматривались ранее (см. гл. V).
Природа территориального верховенства государства и государственного суверенитета в целом не может следовать из каких-либо юридических категорий. Это объективно существующее свойство государства как такового, коренящееся в конечном счете в материальных условиях жизни его общества.
Взаимоотношения между государствами по поводу их государственной территории обуславливаются присущим каждому государству территориальным верховенством, выраженным в международном праве, в частности в его основных императивных нормах-принципах взаимного уважения суверенитета, суверенного равенства государств, их независимости в международных отношениях, территориальной неприкосновенности (целостности) каждого государства.
В пределах своей территории государство осуществляет свою исключительную юрисдикцию в отношении всех находящихся на его территории физических лиц (граждан, иностранцев и апатридов) и их объединений (юридических лиц и общественных организаций).
Установление правового режима государственной территории — дело, относящееся к внутренней компетенции каждого государства, за исключением случаев, когда оно взяло на себя соответствующие международные обязательства по общему международному праву или в силу локальных соглашений об этом с другими государствами.
Внутригосударственное право предусматривает также, как правило, необходимость сохранения входящей в состав государственной территории естественной среды обитания населения, содержа нормы о природопользовании, отражающие и соответствующие международные обязательства государств.
Юрисдикция государства в силу его суверенитета в принципе территориальная, т.е. действует в пределах его территории. Однако в отношении уголовных преступлений международного характера (см. гл. XXII) по соглашению между заинтересованными государствами может быть установлена их экстерриториальная юрисдикция, предусматривающая право государства — участника соглашения преследовать за такие преступления лиц по своему национальному праву или выдать их государству, на территории которого совершено преступление, или государству гражданства преступного лица.
Национальное право устанавливает обычно также персональную юрисдикцию государства в отношении граждан, совершивших особо тяжкие преступления (например, государственная измена) вне территории отечественного государства. Но осуществиться такая персональная юрисдикция может лишь в том случае, когда подозреваемое в таком преступлении лицо окажется во власти отечественного государства, т.е. в пределах его территориальной юрисдикции.