Таковы, кратко, исключительные полномочия и роль Совета Безопасности в деле осуществления первейшей и важнейшей цели ООН — поддержания международного мира и безопасности. Естественно, что для плодотворного осуществления этой цели необходимо сотрудничество и единство великих держав — постоянных членов Совета Безопасности.
Именно наличие Совета Безопасности, его особые функции и полномочия, состав и порядок принятия решений определяют эффективность деятельности международного сообщества государств в деле поддержания мира и безопасности на нашей планете.
Но требование сотрудничества и единогласия постоянных членов Совета Безопасности не только касается условий плодотворной деятельности этого важнейшего органа ООН, но и лежит в основе самого образования и продолжения существования этой Организации, определяющей современный правопорядок в мире.
Статьи о ратификации и поправках к Уставу ООН также исходят из признания необходимости согласованных действий постоянных членов Совета Безопасности в качестве главного элемента Организации, из признания их особого положения для достижения целей Организации Объединенных Наций.
В соответствии с этим в ст. 110 Устава было определено, что он вступит в силу после ратификации и сдачи на хранение ратификационных грамот СССР, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других государств, подписавших Устав.
Поправки к Уставу вступают в силу для всех членов Организации, после того как они приняты двумя третями голосов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности (ст. 108).
Любое изменение Устава, рекомендованное двумя третями голосов участников Конференции членов Организации по пересмотру Устава, вступит в силу по ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности (ст. 109).
Иначе говоря, единодушное одобрение государствами — постоянными членами Совета Безопасности является непременным условием вступления в силу любых поправок и изменений Устава ООН.
Совокупность вышеизложенных положений и составляет содержание принципа единогласия держав — постоянных членов Совета Безопасности как основы деятельности Организации Объединенных Наций по осуществлению ее целей и принципов.
На Совет Безопасности и его постоянных членов возложены особые обязанности по обеспечению международного мира и безопасности — главнейшей цели Организации. Соответственно, постоянным членам Совета Безопасности предоставлены особые права в сфере принятия решений Совета.
Особое право постоянного члена Совета Безопасности состоит в том, что он может воспрепятствовать принятию в Совете любого решения, кроме процедурного, за которое он не может или не хочет нести ответственность, считая его противоречащим целям и принципам Организации или национальным интересам государства или государств, в отношении которых выносится данное решение.
Иными словами, наделяя постоянных членов Совета Безопасности вытекающим из правила единогласия правом вето, Устав ООН гарантирует, что решения, за которые постоянный член Совета должен нести специальную ответственность, будут приниматься и осуществляться только с его согласия.
Представители СССР в органах ООН неизменно подчеркивали, что право вето — это обязанность, долг, который вытекает из той сугубой и особой ответственности, которую несут пять великих держав за мир и безопасность народов.
Такой же точки зрения придерживались в 1945 г. и США. Государственный секретарь США, выступая в сенате при обсуждении Устава в связи с его ратификацией, в частности, подчеркнул, что Устав делает лишь то, что налагает особую, специальную обязанность на великие нации, обязанность использовать власть, которая в их руках, вместе и в согласии для мира, а не порознь для войны . *
* См.: Правда. 1947. 26 нояб.
Однако право вето применимо в строго определенных и ограниченных пределах. Оно действует в Совете Безопасности при мирном урегулировании трений между государствами, споров или ситуаций, при осуществлении принудительных действий в случаях угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии, а также в области мер по укреплению мира путем формулирования планов сокращения вооружений и вооруженных сил. Оно ограничено также областью непроцедурных вопросов, разрешаемых в Совете, и требованием воздержания от голосования стороны в споре при принятии решений на основании гл. VI и п. 3 ст. 52 Устава и не распространяется на принятие Советом рекомендаций на основании той же главы Устава.
Устав исходит, следовательно, из необходимости единогласия постоянных членов Совета Безопасности как метода их сотрудничества в Организации Объединенных Наций только в той области, в которой совершенно невозможно не учитывать их особую роль и главную ответственность за поддержание мира.
Наделенные правом вето постоянные члены Совета Безопасности не обладают, однако, дискреционным правом принятия решений в Совете, ибо для действительности этих решений необходимо еще поддача за них голосов четырех (ранее двух) непостоянных членов Совета.
Устав ООН исходит также из того, что постоянные члены Совета Безопасности, приняв на себя ответственность за поддержание всеобщего мира, будут согласовывать свои усилия в интересах мира и воздерживаться от всяких агрессивных действий.
Совет Безопасности по Уставу ООН уполномочен:
а) расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);
б) определять существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делать рекомендации или решать о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39);
в) требовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые Совет найдет необходимыми или желательными;
г) решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений (ст. 41);
д) предпринимать такие действия воздушными морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 42).
Такими полномочиями обладает только Совет Безопасности, и наличие правила единогласия постоянных членов Совета призвано гарантировать правильность использования Советом этих важнейших полномочий в целях охраны международного мира.
Исключительные полномочия Совета Безопасности и действующее в нем правило единогласия определяют, следовательно, плодотворность деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию международного мира, составляют ядро системы коллективной международной безопасности в соответствии с Уставом.
§ 4. Заключение
Современное международное право, сложившееся и развивающееся после Второй мировой войны, существенно отличается от международного права предшествующего периода. Оно, в частности, предусматривает определенную систему поддержания международного мира усилиями международного сообщества государств, систему коллективной международной безопасности. В основе этой системы лежит запрещение использования вооруженной силы в отношениях между государствами и ее применение лишь в общих интересах всех государств и народов по решению Организации Объединенных Наций в лице ее Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира.
Однако в реальной международной действительности такой правопорядок существенно нарушался. Более того, на путь агрессии встали ряд государств — постоянных членов Совета Безопасности, что в корне подрывает устои современного международного правопорядка.
Иными словами, в реальной действительности тот миропорядок и правопорядок, который предусмотрен Уставом ООН и действующим международным правом, оказался нереализованным.
Между тем соблюдение и укрепление порядка поддержания международного мира и безопасности, установленного Уставом ООН, беспримерно важно, ибо без этого практически невозможно решать все другие глобальные проблемы современности. Жизнь каждодневно подтверждает, что альтернативы указанному правопорядку нет и в обозримом будущем не предвидится.
ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
Международное право регулирует взаимоотношения между своими субъектами — государствами, международными организациями, конфедерациями, международными органами и иными международными институциями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции, т.е. пользоваться определенными иммунитетами и привилегиями.
Совокупность международно-правовых норм, регулирующих представительство субъектов международного права в международных отношениях, участниками которых они являются, и составляет то, что следует именовать собирательно правом внешних сношений.
Однако юридический статус и правовой режим (иммунитета и привилегии) иных, помимо государств, субъектов международного права, органы которых и должностные лица неизбежно находятся и действуют на территории какого-либо государства, регулируются специальными договорами, заключаемыми с государством их пребывания, и, соответственно, общим международным правом не регулируются. В числе таких договоров — Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.