В 1963 г. между СССР и США было заключено джентльменское соглашение о неразмещении в космическом пространстве любых объектов с ядерным оружием и другими средствами массового поражения. Всеобщее значение этого соглашения было подтверждено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1884 (XVIII).
В 1998 г. РФ, США, страны, входящие в Европейское космическое агентство, Япония и Канада заключили соглашение о создании международной космической станции.
§ 3. Основные принципы космической деятельности
Основные принципы, касающиеся правового режима космического пространства, предусмотрены Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Некоторые такие принципы были конкретизированы и развиты в других универсальных соглашениях, упоминавшихся выше, в частности в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.
Согласно ст. 1 Договора 1967 г., исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами без какой-либо дискриминации.
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, согласно ст. II Договора, не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
Таким образом, четко устанавливается, что космическое пространство является негосударственной, международной территорией (практически в пределах Солнечной системы), правовой режим которой устанавливается соответствующими положениями международного права. В основе такого режима — положение о свободе исследования и использования космического пространства всеми государствами на благо и в интересах всего человечества. Результаты космической деятельности являются общим достоянием человечества.
Далее в Договоре устанавливается, что нормы космического права являются интегральной частью международного права в целом и должны применяться с учетом других его положений. Согласно ст. III Договора, государства-участники (практически все государства мира) осуществляют космическую деятельность «в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания».
В развитие этого положения ст. IV Договора предусматривает, что государства-участники «обязуются не выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом».
Луна и другие небесные тела «используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях...».
Таким образом, одним из принципов космического права является принцип демилитаризации космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, хотя это не столь очевидно и общепризнанно, поскольку имеют место различные толкования соответствующих положений Договора, в частности того, касаются ли они любых видов оружия или только оружия массового поражения.
Следующий основополагающий принцип космического права — международная ответственность государства за любую космическую деятельность, осуществляемую под его руководством.
Государства — участники Договора, гласит его ст. VI, несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем договоре. В случае деятельности в космическом пространстве международной организации ответственность за выполнение договора несут, наряду с международной организацией, также участвующие в ней государства.
Развивая указанные положения, ст. VII Договора предусматривает, что каждое государство, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, а также государство, с территории или с установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или космическом пространстве другому государству, его физическим или юридическим лицам.
Указанные положения действуют с учетом того, что, согласно ст. VIII Договора, государство — участник Договора, в регистр которого записан объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль за таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, что характерно и для других международных пространств.
Государства — участники Договора осуществляют космическую деятельность таким образом, чтобы избежать вредного загрязнения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества (ст. IX).
Наконец, государства — участники Договора рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и оказывают им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства-участника или в открытом море. Космонавты, которые совершают такую вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.
Таковы основные принципы космической деятельности в кратком и концентрированном их изложении. Как уже указывалось, они уточнены и развиты в других источниках международного космического права и международного права в целом.
§ 4. Некоторые особые условия космической деятельности
Космическая деятельность непрерывно расширяется по мере развития научно-технических возможностей исследования и использования космического пространства, что порождает новые потребности в международно-правовом регулировании такой деятельности и, с учетом соответствующих обязательств государств, и в регулировании их национальным правом.
В то же время ряд положений Договора о принципах космической деятельности требуют определенной конкретизации.
Так, государство, в регистр которого записан объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию (властные правомочия) в отношении таких объектов, включая их экипаж во время нахождения в космическом пространстве. Поэтому регистрация космических объектов приобретает весьма существенное значение.
С учетом этого была разработана и заключена Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.
Конвенция устанавливает:
a) термин «запускающее государство» означает: государство, которое осуществляет или организует запуск космического объекта, и государство, с территории которого или из установок которого осуществляется запуск космического объекта;
b) термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средства доставки его и его части;
c) термин «государство регистрации» означает запускающее государство, в регистр которого занесен космический объект в соответствии со ст. II Конвенции.
Согласно этой статье, когда «космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство», запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в свой соответствующий регистр и информирует Генерального секретаря ООН о ведении такого регистра.
Генеральный секретарь ООН, в свою очередь, ведет регистр, в который заносится информация, предоставляемая запускающим государством.
Вышеуказанные положения распространяются также на любую межправительственную организацию, которая осуществляет космическую деятельность с соблюдением соответствующих положений Конвенции, установленных в ее ст. VII.
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. содержит важные положения, касающиеся принципов космической деятельности государств в соответствии с Договором 1967г.
Соглашение объявляет небесные тела и их природные ресурсы «общим наследием человечества» и предусматривает необходимость установить специальный режим эксплуатации природных ресурсов Луны и других небесных тел, когда «будет очевидным, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время».
В соглашении также предусмотрено, что поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции, неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки.
В то же время Соглашение предусматривает, что государства имеют право при проведении научных исследований собирать на Луне и других небесных телах образцы минеральных и других веществ и вывозить их оттуда. Такие образцы остаются в распоряжении тех государств, которые обеспечили их сбор, и могут использоваться ими для научных целей. Но желательно предоставление таких образцов в распоряжение других заинтересованных государств и международного научного сообщества для проведения научных исследований.