Наконец, это, возможно, проблема регулирования численности населения Земли, поскольку безудержный рост числа землян наша планета вряд ли выдержит. Примером такого регулирования служат, в частности, меры, предпринимаемые в этом плане Китайской Народной Республикой.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Название настоящей главы повторяет название гл. IX Устава ООН. Применительно к современному международному праву речь, следовательно, должна идти о международно-правовом регулировании сотрудничества государств и иных субъектов международного права в широкой сфере их социально-экономических взаимоотношений.
В научном и практическом плане можно поэтому выделить отрасль международного права, именуемую социально-экономическим правом.
Соответственно, социально-экономическое право — это совокупность и система международно-правовых норм, регулирующих взаимоотношения государств и иных субъектов международного права в сфере их социально-экономических взаимоотношений.
Необходимо при этом иметь в виду, что, во-первых, это отрасль современного общего международного права и, во-вторых, что эта отрасль сложилась и развивается после Второй мировой войны и принятия Устава ООН. Ранее социально-экономические отношения между субъектами международного права на уровне общего международного права не регулировались, хотя многочисленные международные договоры между государствами в различных сферах их социально-экономических взаимоотношений заключались.
Однако в современных условиях такие договоры должны соответствовать требованиям непротиворечия основным принципам общего международного права, имеющим императивный характер, соответствовать целям и принципам международного экономического и социального сотрудничества государств и иных субъектов международного права, изложенным в гл. IX Устава ООН.
Между тем в последние десять-пятнадцать лет в отечественной международно-правововой доктрине и в учебниках по международному праву традиционным стало выделение в качестве специальной отрасли, именуемой «международное экономическое право».
Так, в учебнике «Международное право»* говорится, что международное экономическое право принято характеризовать как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами в области экономического сотрудничества.
* См.: Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатепко. М., 1995. С. 388.
Существенная специфическая черта международных экономических отношений, по мнению авторов учебника, — это участие в них различных по своей природе субъектов. В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие разновидности таких отношений: 1) межгосударственные — универсального или локального, в том числе двустороннего характера; 2) между государствами и международными организациями (органами); 3) между государствами и юридическими и физическими лицами, принадлежащими к иностранным государствам, и между-народными (транснациональными) хозяйственными объединениями; 5) между юридическими и физическими лицами различных государств.
Неоднородность отношений и их участников, говорится в учебнике, порождает специфику применяемых методов и средств правового регулирования, свидетельствующую о переплетении в этой отрасли международного публичного и международного частного права.
Однако такое широкое, всеобъемлющее понимание международного экономического права вряд ли целесообразно, ибо не позволяет четко отделить ту область экономического сотрудничества между государствами и иными субъектами международного права, которая регулируется исключительно международным правом, от области экономических отношений между субъектами гражданского права, которая регулируется внутренним правом того или иного государства, а в необходимых случаях также нормами международного частного права этого государства.
При этом следует также иметь в виду, что международное частное право данного государства должно учитывать соответствующие международные обязательства этого государства, касающиеся обращения с иностранными физическими и юридическими лицами, что, в частности, и составляет существо международного частного права данного государства его коллизионные (отсылочные) нормы.
В свою очередь, в «Курсе международного права» говорится, что международное экономическое право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и иных норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в области международных экономических отношений . *
* См.: Курс международного права: В 7 т. М., 1990. Т. 4. С. 213.
В то же время здесь подчеркивается, что отношения имущественного характера, складывающиеся между физическими и юридическими лицами, регулируются не международным правом, а национально-правовыми нормами, устанавливаемыми или санкционируемыми государствами автономно или в силу принятых ими международных обязательств. Участниками гражданских имущественных отношений могут быть также государства и иные субъекты международного права, выступающие в таких случаях в качестве субъектов гражданского права особого рода. Международные имущественные отношения гражданско-правового характера и способы их правового регулирования (коллизионный и материально-правовой) изучаются наукой международного частного права.
Все это, безусловно, справедливо. Однако возникает вопрос: почему в данном и в других подобных случаях в отечественной литературе и в учебных курсах международного права специально и последовательно речь идет только о «международном экономическом праве» как отрасли международного публичного права? Иными словами, почему речь идет только о межгосударственных экономических отношениях, а также об экономических отношениях между государствами и международными (межгосударственными) организациями или между последними?
Нам представляется, что это не вполне корректно. Межгосударственные экономические отношения, например, что бы ни вкладывалось в это понятие, есть лишь часть сферы социально-экономического сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН и современным общим международным правом.
Именно поэтому в начале настоящей главы социально-экономическое право, которому она посвящена, определено как совокупность и система международно-правовых норм, регулирующих взаимоотношения государств и иных субъектов международного права в сфере их социально-экономических взаимоотношений.
Конечно, в конкретном случае, для целей конкретного исследования из общей сферы социально-экономического права можно выделить, например, область торгово-экономических взаимоотношений или кредитно-финансовых взаимоотношений между государствами или любую иную интересующую государства и исследователя такую область, что часто и наблюдается. Однако все это при условии ясного понимания того, что общими условиями такого международно-правового регулирования являются соответствующие положения социально-экономического права в целом.
Далее, очевидно, что участниками международного социально-экономического оборота являются также физические и юридические лица. Но их правовое положение в рамках национально-правовых систем государств во многом определяется обязательствами государств в их пользу в соответствии с положениями общего международного права, а также в соответствии с двусторонними или локальными международными соглашениями, их уточняющими или развивающими.
Кроме того, международное экономическое право, рассматриваемое и изучаемое в контексте сложного конгломерата соответствующих межгосударственных взаимоотношений, имеет явно социальную направленность — обеспечить населению заинтересованных государств наилучшие экономические условия его бытия.
Наконец, нельзя считать, что избранное нами понятие «международное социально-экономическое право», как оно определено выше, является наилучшим. Возможно, конечно, и иное наименование.
§ 2. Цели международного социально-экономического права и органы, их осуществляющие
Как уже говорилось, социально-экономическое право как часть общего международного права приобрело такое свое значение после Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций. Именно Устав ООН установил необходимость тесного сотрудничества государств в такой широчайшей сфере их взаимоотношений, как социально-экономическое сотрудничество, определил его цели и принципы. За пределами этой сферы взаимоотношений государств фактически находится лишь область их сотрудничества в деле поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Более того, Устав ООН подчеркивает теснейшую взаимосвязь между этими двумя сферами межгосударственного сотрудничества. И это вполне естественно с учетом того, что нормы международного права тесно между собой взаимосвязаны и могут применяться только с учетом всех других международно-правовых норм или, по крайней мере, с должным учетом некоторых из них.
В связь с Организацией Объединенных Наций в качестве ее специализированных учреждений был поставлен ряд других универсальных международных организаций, в задачи которых входит организация международного сотрудничества в ряде конкретных сфер социально-экономических взаимоотношений между народами и государствами. Кратко об этих специализированных учреждениях ООН будет говориться в отдельном параграфе этой главы.