Оглавление
Соборное Уложение 1649 года - общая характеристика. 2
Наследственное право по Соборному Уложению 1649 г.3
Данная тема является предметом исследования не одного поколения российских ученых, что неудивительно, ведь «Соборное Уложение 1649 года» (далее по тексту - «Соборное Уложение»), стало памятником русского права, первым в истории нормативным правовым актом, охватившим все сферы человеческой жизни. В связи с этим, цель моей работы скорее упорядочить, проанализировать информацию, данную как в самом первоисточнике, так и в статьях, посвященных его исследованию, нежели открыть что-либо новое.
Период сословно-представительной монархии знаменуется развитием всех отраслей права. Право данного периода развивается как общероссийское. Все изменения в гражданском, уголовном и процессуальном праве нашли отражение в новом сборнике законов середины XVII века — Соборном уложении 1649 года.
Подготовка и принятие Соборного уложения были вызваны противоречиями среди феодалов, а также противоречиями между феодалами и городским населением. Непосредственным поводом к созыву Земского Собора стал бунт в Москве в 1648 году.
Но глубинной причиной было стремление правительства подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни.
В ответ на челобитные дворян Алексей Михайлович 16 июня собирает Земский собор, на котором принимается решение о составлении нового Уложения. Для работы была создана специальная комиссия во главе с князем Н.И. Одоевским, который за 2,5 месяца собрал выписки из различных источников, систематизировал их в известном порядке, присоединил к ним новые статьи, составленные на основе челобитных дворян.
Источниками Соборного Уложения послужили:
- церковные постановления вселенских и поместных соборов;
- градские законы греческих царей (византийское право);
- старые судебники, а также указные книги приказов.
Обсуждение проекта Уложения длилось несколько месяцев — до конца января 1649 года. В Уложение было включено 967 статей, разбитых на 25 глав. Текст Уложения был подписан всеми участниками Собора. В период с 7–20 мая 1649 года новое Уложение было отпечатано в типографии тиражом 1200 экземпляров. Это был первый печатный памятник русского права.
До его публикации законы лишь оглашались на торговых площадях и в храмах.
Соборное уложение — первый в истории России систематизированный закон — делится на тематические главы и статьи.
Все главы Уложения условно можно разделить на 5 групп:
1 группа (с 1–9 гл.) — это государственное право (защищает церковь, государственную власть и др.);
2 группа (10–15 гл.) — содержит устав судоустройства и судопроизводства, и здесь же в 10 главе изложено обязательственное право;
3 группа (16–20 гл.) — вещное право, определяет правовое положение посадского населения и холопов (гл. 20);
4 группа (21–22 гл.) — уголовное право, хотя и в других главах есть статьи, относящиеся к уголовному праву;
5 группа (23–25 гл.) — положение стрельцов и городовых казаков, в 25 гл. — Устав питейных и о корчмах.
Форма постановлений Уложения отличается ясностью и определенностью.
Соборное уложение закрепило основные черты политического строя и права России, оказавшиеся достаточно стабильными затем на протяжении 200 лет. Оно широко использовалось при систематизации законов в первой половине XIXвека.
В Соборном уложении дальнейшее развитие получили основные институты гражданского права — право собственности, обязательственное и наследственное право.
В XVII веке существовали следующие виды феодальной собственности:
- царский домен — земли никем и ничем не занятые (леса, болота), дворцовые земли, чернотягловые земли;
- вотчины: а) родовые, принадлежали боярам, детям боярским, дворянам, передавались по наследству членам рода; б) купленные — куплены у кого-либо, переданные по наследству, становившиеся родовыми; в) жалованные — жаловались царем и в любое время могли быть отозваны, поэтому эти вотчины имели условный характер; г) княжецкие — право распоряжаться которыми было ограничено (могли продаваться только братьям и племянникам, их могли наследовать мужчины не далее 7 линии родства).
Так как владение вотчиной было связано со службой, то вотчина являлась видом условного землевладения.
- поместье — условное землевладение за службу. В состав поместья входили земли, заселенные крестьянами, пустующие земли, охотничьи и рыболовецкие угодья.
Поместьями могли владеть только служилые люди. Они не имели права отчуждать его. Но Соборное уложение отразило процесс сближения поместья с вотчиной.
Наследственное право расширяло круг наследников. В него были включены дети от третьего брака. Наследование существовало как по закону, так и по завещанию. Все шире распространяется письменное завещание, при неграмотности завещателя завещание подписывали свидетели и оно утверждалось церковными властями. Сыновья наследовали землю все поровну и не один не мог продать свою долю без согласия других. Купленную вотчину, где жена была совладелицей, вдова получала в наследство. Соборное уложение определяет долю вдовы в движимом имуществе умершего супруга, она равняется 1/4 части. Имущество, не имевшее наследников, объявлялось выморочным и переходило в руки господина или государства.
Проанализировав первоисточник, можно обнаружить, что в «Собором уложении» семейное и наследственное право тесно связаны между собой. Причины образования связи различны:
1. Зависимые категории населения объявлялись «имуществом» и передавались по наследству, зачастую семьями.
2. Порядок наследования определялся родственными, семейными связями между наследниками и наследодателем.
3. «Соборное уложение» закрепляет принцип передачи социального статуса по наследству, что означает, что сын наследует положение своего отца, соответственно.
Так, статья 15 главы XVII «О вотчинах» единовременно защищает интересы детей и регулирует отношения в сфере наследования. В соответствии с ней, если у наследодателя остались «дети глухи и немы», а их братья или сестры «учнут обидить их», вздумав «отлучать» «отцова или матерня имения», то имение, оставленное в наследство «розделити по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был».
Таким образом, наследственное право органически вырастает из семейного в совокупности с вещным правом, т.е. из необходимости передать имущество по наследству своим родственникам.
Соборное уложение в достаточной мере регулирует наследственные отношения. Наибольшее число норм данной отрасли права содержится в главах XVI «О поместных землях», XVII «О вотчинах» и XX «Суд о холопех». В первых двух рассматривается премущественно наследование недвижимого имущества, а в третьей — движимого (зависимые категории населения, отсюда название статьи - «О холопех»).
Рассмотрим наследование вотчинных земель, раскрыв, для начала, понятие «вотчина»
Вотчина - «1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась и в начале XVIII в. слилась в один вид -имение. В дальнейшем В. - всякая феодальная земельная собственность; 2) термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.
Статья 1 главы XVII «О вотчинах» гласит: «кого не станет, а после его останется жена безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе». При этом жена умершего наследует «четверть».
В отношениях, связанных с наследованием вотчин следует отметить следующую особенность: лишь только купленные вотчины могли наследоваться по наследственному распоряжению. Родовые и выслуженные вотчины наследовались по закону.
В соответствии со статьей 2 главы XVII «О вотчинах» замужние сестры и дочери умершего не могли учавствовать в наследовании при живых братьях. Ученые объясняют это стремлением законодателя сохранить родовой строй, сохранить имущество внутри семьи. Об этом же свидетельствует и статья 4я этой главы. Основной смысл статьи таков, что если у наследодателя не оказывается сыновей, то вотчины наследуются дочерьми, и, в случае если у дочерей впоследствии не оказывается детей, то вотчина передается «в род», тому «кто ближе того роду».
О не менее интересной особенности рассказывается в 43й статье той же главы. В ней рассматривается ситуация, когда вотчинник или вдова «пострижаются» в монастырь. В этом случае вотчины всех видов не отдаются в монастырь. Закон приказывает «отдати те родовые и выслуженые вотчины вотчинником по уложению» , а вотчинник в свою очередь обязан «кормити и одевати» передавших ему вотчину и «всяким покоем покоити до их смерти».
Что касается неследования поместных земель, то здесь имеется одна примечательная особенность: в соответствии со статьей 56 главы XVI «О поместных землях» люди, которые женятся на вдовах или на девках «а с ними возмут прожиточныя их вдовины или девкины жилыя поместья, немалыя дачи, к своим прежним к малым и к пустым поместьям, а после того их не станет, и жены их учнут после их бити челом государю, чтобы государь пожаловал их, велел им дати на прожиток прежния их прожитки, с чем они замужь шли, а мужей их дети, а их вдовины пасынки учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их, старые поместья, отцов их дачи, и мачех их прожитки велел розделить всем им, смешав против дачь», то в данном случае дела решаются в пользу детей умершего. Естественно, дети должны были выделить вдове немалый прожиток, однако, сам факт того, что имущество переходит в их владение, свидетельствует о гуманизме законодателя, ведь, по сути, дети не виноваты в том, что их судьба сложилась таким образом. Было бы несправедливостью, если бы имущество наследовалось вдовой, а дети оставались бы ни с чем, даже при том условии, что у их отца было меньше имущества на момент вступления в брак.