В то время как традиционная компьютеризация в банках продолжалась, возникали и новые стратегии автоматизации. Первыми проектами в области кредитных услуг, при предоставлении которых в качестве ИУУБС выступала сеть Интернет, стали разработки корпораций InternetCorp. (программа домашних банковских услуг - Homebankingservice), Microsoft (программа Money - электронные расчеты и управление личными финансами) и банков - партнеров NationsBankofAmerica (программное обеспечение для управления личными финансами - Managing
yourMoney).
На сегодняшний день при осуществлении электронной экономической деятельности хозяйствующими субъектами одновременно может использоваться несколько вариантов систем электронных денег.
Технологически упрощая, можно сказать, что современные электронные деньги представляют собой определенную последовательность цифр,символизирующих (заменяющих) банкноты и монеты, и в этом заключается их информационная природа. С их помощью можно приобретать товары (услуги) в режиме реального времени с использованием инструментов удаленного управления банковским счетом, как то: компьютер, подключенный к сети Интернет, Мондекс-телефон (Интернет-банкинг), мобильный телефон, поддерживающий стандарт WAP (мобильный бан-кинг), банковские пластиковые карты (карточные электронные банковские услуги или карточный банкинг). По прогнозам специалистов, в перспективе электронные деньги, в случае определенного развития ситуации, могут потеснить, а затем и частично вытеснить денежные знаки, материально зафиксированные в традиционных формах".
Как уже говорилось выше, первый виртуальный банк, осуществляющий банковскую деятельность исключительно в сети Интернет, был создан в 1994 г. в рамках американского сетевого кредитно-карточного проекта FirstVirtualHoldings. Технологической основой осуществления FirstVirtualHoldings банковских операций стало использование электронной почты. В соответствии с технологией функционирования данной системы электронных расчетов номера банковских кредитных карт клиентов заносятся в защищенную компьютерную систему и никогда не выходят за пределы сети. Вместо них выдается идентификационный номер, передаваемый для оплаты электронных покупок.
Сегодня в глобальной компьютерной сети Интернет, по различным оценкам, функционируют более 620 виртуальных банков. При этом важным с точки зрения налогового права и законодательства о защите прав потребителей становится то обстоятельство, что предпринимательскую деятельность в сети Интернет осуществляют виртуальные банки, как имеющие специальное разрешение (лицензию) на ведение банковской деятельности, полученное в соответствии с порядком, установленном законодательством страны их фактического резидентства или регистрации, так и различные квазибанковские системы, нигде не зарегистрированные и не имеющие банковских лицензий.
При сохранении сегодняшних темпов развития электронных расчетов и электронных финансовых услуг электронные деньги способны, во-первых, изменить наше представление о правовой и экономической природе денежных знаков, во-вторых, привести к изменению статуса и роли банков как финансовых институтов и, в-третьих, существенно подорвать национальные финансовые системы (особенно в государствах со слабой рыночной экономикой, к которым относится и Российская Федерация) и позиции центральных банков как регуляторов банковской системы страны. Кроме того, важным, а возможно, определяющим перспективы электронных денег станет ответ на вопрос, смогут ли цифровые денежные знаки выполнять такие основные функции традиционных денег, как обмен и накопление. Кроме того, на сегодняшнем уровне развития информационных технологий специалистам пока не удается найти решение проблемы анонимности денежных знаков, выраженных в электронной форме.
Все изложенное лишний раз подтверждает правильность мнения о том, что выпуск и обращение электронных денег требуют жесткого правового регулирования в интересах самих участников рассматриваемых отношений (пользователей систем электронных денег).
Касательно возможных путей дальнейшей эволюции электронных денег, следует заметить, что данная проблема практически мало изучена российскими и зарубежными экономистами и юристами. За рубежом большой вклад в изучение природы и перспектив электронных денег внес известный уэльский специалист в области банковского налогообложения и электронных расчетов А. Оперкент (A. Operkent). В 1994 г. в одной из своих работ он отмечал, что электронные деньги "...скорее всего будут предлагаться как банками, так и небанковскими организациями. Если последние смогут выдавать электронные деньги непосредственно потребителям, то существенно подорвут клиентскую базу традиционных банков. Тогда банки сами будут вынуждены выпускать в обращение собственные электронные деньги. Но может случиться, что рынок уже будет занят аналогичными решениями небанковских фирм... Важной проблемой станет психологическое недоверие потребителей к новому продукту. Представляется, что, для того чтобы электронным деньгам верили как бумажным банкнотам, они должны по первому требованию обмениваться на национальную валюту. Но тогда каждой единице электронных денег должна соответствовать единица обычных денег, подкрепленная стабильным состоянием экономики этой страны. Или, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, в реальном мире должно быть соответствующее денежное покрытие электронных денег, используемых для электронных платежей. Поэтому в такой системе не должно существовать электронного кредита, ведь он увеличивает массу электронных денег без соответствующего роста количества обычных денежных знаков, а это
вызывает инфляцию.
Однако, с другой стороны, это уменьшает для банков выгодность
сделок с электронными деньгами. Они станут не интересным банку и даже вредным явлением. Конечно, банки могут брать комиссию за конвертацию электронных денег или за лицензирование их выпуска, но конкуренция наверняка сделает такой бизнес малоприбыльным. Все это ставит банки перед довольно сложной дилеммой. И потом, государство обычно жестко регулирует рынок перемещения и обмена иностранных валютных ценностей. Стремление создать с помощью электронных денег некий новый рынок валют заставит государства мира принимать ответные меры, направленные на укрепление национальной финансовой системы. Поэтому на ранних стадиях внедрения электронных денег важно приравнять их к какой-либо условной единице (или валюте) и обменивать по обычному рыночному курсу наравне с другими валютами.
В то же время можно предположить, что в обход законов рынка и денежного обращения, а возможно, и законов государства, банки или небанковские (что скорее) структуры все же рискнут выдавать электронные деньги в кредит. В этом случае такой кредит будет иметь цену. Тогда, если это разрешат государства мира, конвертируемость в традиционные валюты перестанет быть необходимым условием существования электронных денег. Они могут стать не отличимыми по функциям от обычных банкнот.
С одной стороны, с точки зрения общечеловеческих ценностей это будет прорыв в иное измерение свободы. Но с другой, такие деньги перестанут быть привязаны к земле, к государству, станут наднациональными, станут, по определению К- Маркса "мировыми деньгами". Это может, при определенной пассивности государства, размыть его финансовые основы, а при самом пессимистичном сценарии привести к краху существующие сегодня банковскую и налоговую системы (если будут нарушены регулирующие функции государства по отношению к экономике, утрачен контроль за денежной массой и расчетами, могущество центральных банков и налоговых ведомств обрушится, как замок из песка, -данные органы будут похожи на сильных, но слепых великанов).
В то же время, возможно, государство вмешается в процесс развития электронных платежей, и некоторые электронные деньги будут поддерживаться правительством, другие - частными лицами... В любом случае потенциал электронных денег огромен и до сих пор в точности не изучен'4.
Понятие электронных денег
Следует отметить, что действующее российское законодательство не содержит упоминания об электронных деньгах и поэтому, естественно, не содержит и легального определения данного понятия. Кроме того, данное понятие не рассматривается и доктриной финансового права. На сегодняшний день в Российской Федерации термин "электронные деньги" используется лишь в экономических и публицистических работах.
В зарубежных странах понятие "электронные деньги" было введено в научный оборот относительно недавно.
В начале 90-х гг. начались исследования Европейского института денег (впоследствии на его базе был создан Европейский центральный банк), основной задачей которых стала попытка спрогнозировать возможные пути развития платежных систем в странах Европейского Союза. В 1994 г. по результатам проведенных исследований рабочей группой Европейского института денег (EuropeanMonetaryInstitute) был опубликован доклад "О предоплаченных картах", в котором были затронуты и проблемы электронных денег2.
Одним из важнейших положений данного доклада стал вывод о необходимости ограничить круг эмитентов предоплаченных карт только крердитными учреждениями. Данный тезис нашел отражение в проекте Ди-грективы, опубликованном в 1998 г. в виде предложения Комиссии Европейского Союза'. В окончательном же тексте Директивы указанное требование было усилено введением нормы (ст. 1, п. 4), рекомендующей государствам - участникам Европейского Союза "запрещать проведение эмиссии электронных денег лицам или предприятиям, которые не являются кредитными учреждениями". Как отмечают специалисты, введение прямого запрета на эмиссию электронных денег прочими эмитентами свидетельствует о стремлении европейских законодателей ввести в сфере электронных денег достаточно жесткое регулирование - аналогичное тому, которое осуществляется в сфере банковской деятельности.