Однако использование данного термина в качестве базового при разработке актов российского законодательства в сфере регулирования (в том числе налогово-правового регулирования) электронного сегмента российской экономики не оправдано ввиду наличия существенных недостатков названного термина, круг которых очерчен будет ниже. Сопос-тавимым по отношению к термину "электронная коммерция" является понятие "экономическая деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет", или кратко "электронная экономическая деятельность". Поэтому на него мы с вами, уважаемый читатель, в дальнейшем и будем опираться. При этом следует учитывать, что профессиональное понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет практикующими специалистами (в том числе и юристами) обыкновенно базируется на определении электронной коммерции в качестве "совокупности действий, направленных на извлечение прибыли, на процесс осуществления и результаты которых не распространяется действие российских (да и никаких других) законов"2.
Доктринальное (научное) понимание экономической деятельности, осуществляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования такой экономической деятельности и установления режима налогообложения результатов такой деятельности российским налоговым правом, безусловно, требует синтетического {интегративного) определения.
На сегодняшний день глобальная компьютерная сеть Интернет практически "не исследована с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с ее существованием и практическим применением"3. Поэтому, скажем, М.А. Якушев не грешит против истины, утверждая, что "общепризнанных определений понятий, используемых в "Интернет", как легко догадаться, пока нет. Безусловно, их выработка необходима во избежание неоднозначного толкования нормативных актов, в которых они будут применяться"'.
Следует отметить, что зарубежными и российскими исследователями-экономистами понятие электронной коммерции наиболее часто раскрывав ется через определения электронного обмена данными (ряа. авторов в качестве синонима используют термин "электронный документооборот")^ электронного перевода денежных средств и электронной торговли. <
В методических и практических работах экономистов определение электронной коммерции, как правило, выглядит следующим образом:
"Электронная коммерция представляет собой экономический процесс обмена товарами и услугами на базе существующих партнерских связей с помощью электронных средств коммуникации"2.
В свою очередь, специалисты Российской ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) предлагают следующее определение понятия электронной коммерции:
"Электронная коммерция или электронное ведение бизнеса представляет собой сферу деловой деятельности, включающую электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю"3.
Следует отметить, что отдельные авторы рассматривают термин "электронное ведение бизнеса" в качестве эквивалента (синонима) по отношению к понятию "электронная коммерция". При этом под электронным обменом данными (документами) (ElectronicDataInterchange, EDI), как правило, понимается "электронный обмен деловыми документами (такими? как заказы на покупку, биржевые котировки, накладные на различные товары и счета-фактуры) между компьютерными программами различных компаний в стандартизированной форме. Обычно электронный обмен документами используется при ведении дел с поставщиками"4.
В.М. Попов, Р.А. Маршавин и С.И. Ляпунов определяют электронный обмен документами как "передачу стандартизированных сообщений, заменяющих документы"5.
Таким образом, под электронным документооборотом большинство исследователей понимают "перемещение в компьютерной сети Интернет структурированной информации, создаваемой и интерпретируемой по определенным правилам".
В свою очередь, под электронным переводом денежных средств(electronicfundstransfer (EFT), electronictransferoffunds (ETF) или electronictransaction), как правило, понимается "система, оптимизирующая электронные платйжи и перевод денег по защищенным частным сетям или сети Интернет между банками'4, либо "перевод денежных средств, инициируемый с терминала, телефона или магнитного носителя (пленки или дискеты), осуществляемый посредством передачи инструкций или полномочий финансовому учреждению, касающихся дебетования или кредитования счета пользователя"2, либо "перевод денег с одного банковского счета на другой с использованием средств электронного документооборота"3.
Под электронной торговлей, как правило, понимаются "сделки купли-продажи, совершенные с использованием средств электронного документооборота"^ или "совокупность действий, направленных на их заключение"5.
Однако отдельные авторы (Р.А. Маршавин, С. И. Ляпунов, Н. Соло-вяненко) считают понятия "электронная коммерция" и "электронная торговля" эквивалентными (равными по объему).
Авторы проекта Федерального закона "Об электронной торговле в Российской Федерации", который должен был ввести в правовой оборот ряд новых понятий, понимают под электронной торговлей "заключение с использованием электронных средств (но не ограничиваясь им) следующих договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ: купли-продажи, поставки, возмездного оказания услуг, перевозки, займа и кредита, финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада, банковского счета, расчетов, хранения, страхования, поручения, комиссии, агентирования, доверительного управления имуществом, коммерческой концессии, простого товарищества, а также приобретения и осуществления с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности"6.
Как нам представляется, такой подход неверен. Понятие "торговля" значительно более узко, чем понятия "коммерция" и "экономическая (предпринимательская) деятельность". Поэтому необходимо различать эти понятия и рассматривать электронную торговлю как частный случай электронной коммерции.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости скорейшего разрешения проблемы научной разработки и практической унификации терминологии в сфере глобальной компьютерной сети Интернет, а также установления единообразного толкования основных понятий и институтов в рассматриваемой сфере как для целей выявления надлежащего порядка государственного регулирования данного сегм^та экономики и установления режима налогообложения экономических результатов предпринимательской деятельности в этой сфере российским налоговым правом, так и с точки зрения развития теории налогового права и учебно-практических целей. Как разрешить эту проблему?
Как установлено нами выше, понятие "электронная коммерция" часто употребляется в экономической литературе и в средствах массовой информации, однако, во-первых, не имеет общепризнанного определения (то есть не имеет юридического содержания и различно трактуется в экономической теории и на практике) и, во-вторых, перспективы применения данного термина в качестве юридического понятия, определяющего какой-либо вид (совокупность видов) деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет (то есть в электронной форме), представляются не бесспорными. Почему?
С одной стороны, как мы помним, при разработке и принятии Гражданского кодекса РФ (далее - Г К РФ) законодатель принципиально отказался от использования для определения деятельности, направленной на извлечение прибыли, термина "коммерция". Для обозначения базового понятия в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, на основе которого во многом и строится правовое регулирование, в отличие от гражданского и торгового законодательства большинства зарубежных стран континентальной системы права! в российском гражданском законодательстве используется понятие "предпринимательская деятельность" и производные от него правовые конструкции: предпринимательская деятельность гражданин без организации юридического лица, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя, незаконное предпринимательство, предпринимательские риски и т. д.
С другой стороны, установление эффективного государственного регулирования в Российской Федерации всех имеющих экономический характер видов деятельности, осуществляемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет физическими лицами (гражданами РФ, лицами без гражданства и иностранными гражданами - налоговыми резидентами РФ), а также организациями (российскими юридическими лицами и созданными в Российской Федерации филиалами (представительствами) иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданных в соответствии с законодательством зарубежных стран, а равно российскими филиалами и представительствами международных организаций), в том числе и для целей определения порядка применения к субъектам такой деятельности норм российского законодательства о налогах и сборах, видимо, будет невозможно на основе правовых конструкций, в качестве несущих элементов которых выступят, к примеру, понятия "коммерция", "электронная коммерция" (а равно, заметим, и используемое российским гражданским правом определение понятия "предпринимательская деятельность"), так как подлежащие регулированию общественные отношения в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет содержат как предпринимательские, так и некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими; а значит, объем "искомого" нами понятия априорно должен быть шире понятия "предпринимательская деятельность, осуществляемая с использованием глобальной компьютерной сети Интернет".