Смекни!
smekni.com

Электронная коммерция правовое регулирование и налогообложение (стр. 51 из 52)

В этом случае корреспондирующая обязанность будет возложена и на организацию, осуществляющую администрирование и техническое со­провождение размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет ОВС. В будущем указанные обязанности, видимо, должны быть возло­жены на Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС) ! и (или) организацию (индиви­дуального предпринимателя)2 - владельца компьютерного сервера, на котором размещен веб-сайт.

Следует учитывать, что российские организации и индивидуальные предприниматели в настоящее время фактически могут открывать (соз­давать) веб-сайты в зонах адресации иностранных государств. Следова­тельно, эффективность предлагаемого правового механизма увеличится с принятием международных актов в сфере электронной экономической деятельности, инициатором разработки которых в рамках рассматривае­мой концепции (компромиссной по отношению к американской и евро­пейской моделям регулирования и налогообложения электронной ком­мерции) должна выступить Российская Федерация.

4. В целях установления правовых основ расчетных инструментов обеспечения электронной экономической деятельности необходимо даль­нейшее совершенствование банковского законодательства (заметим, что в ближайшее время основными задачами в этой сфере, в частности, станет его кодификация и перенос норм правоустанавливающего характера с подзаконного уровня) и (или) расширение регулятивного потенциала гл. 46 ГК РФ "Расчеты".

Технология осуществления электронных расчетов постоянно совер­шенствуется, поэтому для целей установления системы устойчивого к таким изменениям правового регулирования нами предлагается исполь­зование правовой конструкции "инструментов удаленного управления банковским счетом" (ИУУБС). В настоящее время под такими инстру­ментами мы понимаем банковские карты (карты с магнитной полосой, используемые при традиционных расчетах, и с встроенным микрочипом -смарт-карты, использование которых в качестве инструмента обеспече­ния электронной экономической деятельности имеет большие перспек­тивы), Mondex-телефоны и системы электронных денег (в том числе Ин­тернет-платежные системы, основанные на системах электронных денег, функционирующих на базе банковских карт и на базе сетевых денег). Представляется, что предлагаемая правовая конструкция, фундаментиро-ванная на главной технологической сущности системы банковских сче­тов и современных инструментов осуществления расчетов, позволит осу­ществлять такое правовое регулирование технологически меняющихся отношений в течение продолжительного времени.

Правовые основы осуществления электронных расчетов с использо­ванием ИУУБС могут быть установлены путем дополнения гл. 46 ГК РФ параграфом 6 "Расчеты с использованием инструментов удаленного управ­ления банковским счетом" и внесения соответствующих изменений и дополнений в банковское законодательство (например, принятие специ­ального федерального закона в этой сфере, который во многом заменит действующее в настоящее время Положение ЦБ РФ № 23-П).

5. Здесь же (например, в Федеральном законе "Об инструментах уда­ленного управления банковским счетом") будут закреплены следующие принципиальные положения: запрет на осуществление электронной бан­ковской деятельности в информационной среде глобальной компьютер­ной сети Интернет (в том числе в сфере электронных Интернет-платежных систем) лицами, не имеющими соответствующей лицензии Центрального банка РФ, и запрет на осуществление субъектами электронной экономи­ческой деятельности денежных суррогатов (квазиденег), и в первую оче­редь такой разновидности электронных денег, как сетевые деньги (веб-

мани и т. д.), а равно запрет на создание систем частных электронных

денег.

Осуществление субъектами электронной экономической деятельности эмиссии таких денежных суррогатов (а равно создание платежных сис­тем, функционирующих на основе таких денежных суррогатов) должно рассматриваться как фальшивомонетничество.

Эта мера позволит восстановить исключительную прерогативу госу­дарства в сфере денежной эмиссии, защитит банковскую и финансовую системы страны от неконтролируемого увеличения денежной массы и в целом будет способствовать повышению налогового контроля в сфере электронной экономической деятельности.

При этом указанные выше Интернет-платежные системы, как нам представляется, должны создаваться и функционировать в форме небан­ковских кредитных организаций.

Отметим также, что предлагаемые меры упростят в будущем модерни­зацию (трансформацию) денежной системы Российской Федерации, ко­торая, видимо, будет направлена на смещение приоритетов с использования наличных денежных знаков в пользу безналичных электронных расчетов, с полным или частичным вытеснением существующих в настоящее время физических способов фиксации денежной стоимости (банкнот и монет).

Ко второй группе предлагаемых мер нами отнесены правовые меры налогово-регулятивного характера. Они призваны развить собственно нало­говую составляющую (налогово-правовые аспекты) правовых идей, которые будут заложены нормативными актами, юридически закрепляющими право­вые меры первой группы, и должны на основе комплексного подхода спо­собствовать эффективному устранению выявленного нами еще в начале ис­следования системного пробела налогообложения в сфере экономических отношений, формирующихся в информационной среде в электронной форме. То есть такие правовые меры призваны поэтапно сформировать систему налогово-правового регулирования и налогообложения субъектов электронной экономической деятельности.

Юридическим закреплением таких правовых мер должно стать внесе­ние соответствующих таким предлагаемым мерам (реализующих такие меры) изменений в акты действующего законодательства РФ о налогах и сборах, и, в первую очередь, внесение изменений и дополнений в Нало­говый кодекс РФ.

При этом реализация на практике правовых мер налогово-регулятивного характера в сфере электронной экономической деятельности должна осуще­ствляться двумя этапами. Представляется, что с учетом опыта и реко­мендаций, разработанных странами Европейского Союза и США, в ин­тересах национальной экономической безопасности при определении налогово-правового режима электронной экономической деятельности (порядка налогообложения названной деятельности), а также интересов развития (электронного сегмента) национальной экономики Российской Федерации необходимо исходить из принципа (следовать принципу) "зо­лотой середины" между "налогообложением на общих основаниях" и "полным налоговым мораторием".

При этом целью первого этапа (организационного) является разработ­ка и установление налогового контроля в сфере электронной экономической деятельности (устранение эффекта скрытости экономической деятельно­сти, осуществляемой в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет от налоговых органов). При этом для це­лей стимулирования развития электронного сегмента российской эконо­мики на этом этапе представляется целесообразным широкое использо­вание регулятивных и стимулирующих возможностей инструментов нало­гового администрирования, и в частности налоговых льгот...

Таким образом, для реализации указанных задач первого этапа необхо­димым условием является принятие следующих правовых мер.

1. Проблема определения налогового резидентства субъектов элек­тронной экономической деятельности может быть разрешена путем вне­сения изменений в ст. 11 НК РФ.

Так, ч. 4 п. 2 названной статьи будет изложена, например, в следую­щей редакции: "Физические лица (в том числе - физические лица, осу­ществляющие электронную экономическую деятельность) - налоговые резиденты РФ - физические лица, фактически находящиеся на террито­рии РФ не менее 183 дней в календарном году".

Кроме того, указанный пункт ст. 11 НК РФ должен быть дополнен абза­цем следующего содержания: "Организации, осуществляющие электронную экономическую деятельность, - российские организации, а также иностран­ные организации, осуществляющие в Российской Федерации электронную экономическую деятельность через официальные веб-сайты (ОВС)".

2. Для целей стимулирования развития электронного сегмента рос­сийской экономики на первом этапе системного устранения пробела на­логообложения в сфере электронной экономической деятельности необ­ходимо:

- освободить от налога на доходы физических лиц доходы индивиду­альных предпринимателей, полученные от осуществления ими элек­тронной экономической деятельности, путем дополнения ст. 217 НК РФ соответствующим абзацем;

- в части налога на прибыль организаций представляется целесообраз­ным дополнить ст. 284 части второй НК РФ "Налоговые ставки" пунк­том 6 следующего содержания: "Прибыль, полученная организациями от осуществления электронной экономической деятельности в соответст­вии с Федеральным законом "Об электронной экономической деятель­ности", облагается налогом по ставке 0 процентов". В этом случае п. 6 действующей редакции становится п. 7;

- аналогичным образом, в части налога на добавленную стоимость представляется целесообразным дополнить перечень товаров (работ, услуг), реализация которых облагается по налоговой ставке 0 процен­тов, установленный п. 1 ст. 164 части второй НК РФ "Налоговые ставки", подп. 8 следующего содержания: "Товары (работы, услуги), реализуемые в электронной форме в процессе осуществления элек­тронной экономической деятельности, при условии, что такая элек­тронная экономическая деятельность осуществляется через офици­альный веб-сайт (ОВС)".