Смекни!
smekni.com

Электронная коммерция правовое регулирование и налогообложение (стр. 6 из 52)

- неэкономические информационные отношения;

- экономические отношения, возникающие в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инструмента ведения экономической деятельности;

- отношения в сфере государственного регулирования общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет (см. схему 2).

Рассмотрим каждый из этих сегментов в отдельности. 1. Неэкономические информационные отношения, возникающие в про­цессе использования глобальной компьютерной сети Интернет для целей открытого, безвозмездного (основанного на принципах свободного дос­тупа) создания, сбора, обработки и распространения информации, а так­же получения доступа к поиску открыто, безвозмездно (на принципах свободного доступа) распространяемой информации.

К этому сегменту относится совокупность общественных отношений, имеющих неэкономический характер и формирующихся в процессе использо­вания глобальной компьютерной сети Интернет в качестве инструмента творческой самореализации пользователей сети.

Схема 2

Следует отметить, что на первоначальных этапах развития глобальной компьютерной сети (в 1992 - 1996 гг.) такие отношения доминировали в объеме названной информационной среды, а сама сеть Интернет, как уже говорилось выше, создавалась и рассматривалась исследователями только в качестве технологического инструмента научного и личного не­коммерческого информационного обмена. Как отмечал авторитетный голландский специалист в области компьютерного права и автоматизи­рованных систем управления Н. Матеус (N. Mathias): "Internet предостав­ляет многочисленные возможности для проявления инициативы энтузиа­стам, которые хотели бы проявить себя, предоставляя в сети для всеоб­щего обозрения и доступа интересную, а иногда и полезную кому-либо из их собратьев информацию... С точки же зрения права и публичного правопорядка Internet должен рассматриваться нами: А. В качестве ново­го уровня развития демократии и эталона информационной открытости и терпимости, где сеть выступает моделью общества. Б. В смысле соци­ально-правового громоотвода для уголовных (криминальных) наклонно­стей маргинальных элементов - как "великая кирпичная стена в подво­ротне демократии", на которой каждый может нарисовать поедающих его душу "бесов" и, выставив их на всеобщее рассмотрение в виртуальной форме, избавиться от своей реальной агрессии по отношению к обществу и его устоям. Проблемой станет, если кто-либо попробует брать деньги с желающих приобщиться к лицезрению его "бесов"...'4.

В последние годы, как известно, происходит резкое изменение в со­отношении объема сегментов рассматриваемых общественных отноше­ний в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет в пользу отношений экономического характера.

Легальное юридическое определение понятия "информация" содержится в ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ "Об информа­ции, информатизации и защите информации"2: "Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления". Кроме того, названный Закон вводит термин "документированная информация (документ)": "зафиксированная на мате­риальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее иден­тифицировать". В рассматриваемом контексте под информацией такого вида может пониматься электронный документ - любая значимая для ее создателя (хранителя) информация, с использованием определенных тех­нических средств размещенная на так называемой "веб-странице" в режи­ме свободного доступа в глобальной компьютерной сети Интернет.

Кроме того, следует отметить, что указанные общественные отношения, складывающиеся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет для целей открытого (основанного на принципах свободного дос­тупа) создания, сбора, обработки и распространения информации, а также получения доступа к поиску открыто (на принципах свободного доступа) распространяемой информации, в совокупности с информацией, инфор­матизацией, коммуникацией информации по иным различным типам сетей и отношениями в этой связи, составляют предметную область пра­вового регулирования информационного права3.

В качестве правовой основы регулирования рассматриваемого сегмен­та общественных отношений, формирующихся в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет, помимо упомянутого Феде­рального закона "Об информации, информатизации и защите информа­ции" могут рассматриваться: Конституция РФ, Федеральный закон от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ "Об участии в международном информацион­ном обмене". Федеральный закон от 16 февраля 1995 года № 15-ФЗ "О связи"5 и ряд других.

2. Экономические отношения, возникающие в процессе использования глобальной компьютерной сети Интернет в качестве электронного инст­румента ведения экономической деятельности (предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятель­ности). При этом такие экономические отношения, в свою очередь, де­лятся на две группы:

а) предпринимательские отношения, то есть отношения, возникающие | в процессе осуществления предпринимательской деятельности в принци­пиально новой, электронной форме - с использованием глобальной ком­пьютерной сети Интернет. Общеправовое определение предприниматель­ской деятельности, как известно, содержится в п. 1 ст. 2 ГК РФ. Пред­принимательской признается самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность, как правило, осуществляется юридическими лицами - коммерческими организациями, преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, кого-i рые в соответствии с п. 2 ст. 50 ГК РФ создаются в форме хозяйственным обществ и товариществ, производственных кооперативов, государствен-1 ных и муниципальных предприятий, а также физическими лицами бся организации юридического лица (индивидуальными предпринимателями) (ст. 23 ГК РФ).

При этом среди отличительных признаков, содержащихся в легальном определении предпринимательской деятельности, необходимо особо под­черкнуть признак государственной регистрации, который не является внутренне присущим самому понятию предпринимательской деятельно­сти, а представляет собой юридическое (формальное, внешнее) требование, предъявляемое к предпринимательству со стороны законодателя'. Вместе с тем следует отметить, что в российском законодательстве о налогах и сборах закреплен особый подход к названному критерию. Так, в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ "...физические лица, осуществляющие предпринима­тельскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегист­рировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными пред­принимателями".

Следовательно, понятие "индивидуальный предприниматель", используе­мое в Налоговом кодексе РФ применительно к налоговым правоотношени­ям, шире по своему объему, чем аналогичное понятие, введенное Граждан­ским кодексом РФ2. С практической точки зрения, важность такого подхода (в том числе применительно к определению налогово-правового статуса субъектов электронной экономической деятельности, осуществляемой с исполь­зованием глобальной компьютерной сети Интернет) заключается в том, что физические лица, уклоняющиеся от государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не вправе при исполнении (или винов­ном неисполнении) фискальных обязанностей, предусмотренных россий­ским законодательством о налогах и сборах, ссылаться на отсутствие у них официального предпринимательского статуса.

Таким образом, в п. 2 ст. 11 НК РФ закреплена основополагающая юридическая презумпция, согласно которой нарушение закона не долж­но повлечь за собой для такого нарушителя благоприятные налоговые последствия.

Кроме того, следует обратить внимание, что в российским граждан­ском законодательстве в качестве предпринимательских правоотношений называются два вида отношений:

- гражданско-правовые отношения, в которых на обеих сторонах участ­вуют предприниматели (например, по ст. 310 ГК РФ);

- гражданско-правовые отношения, в которых предприниматель участ­вует только на одной стороне (например, по ст. 410 ГК РФ)1.

В гражданском и торговом законодательстве большинства зарубежных стран, а также в международной экономической практике, и в первую очередь в сфере электронной коммерции, используется аналогичная классификация:

- коммерческие отношения в сегменте рынка "В2В' ("business-to-business"), то есть правоотношения, в которых на обеих сторонах участвуют пред­приниматели (бизнесмены, коммерсанты);

- коммерческие отношения в сегменте рынка "В2С' ("business-to-consumer"), то есть правоотношения, в которых на одной стороне выступает пред­приниматель (бизнесмен, коммерсант), а на другой - потребитель (то­варов, работ, услуг)2;