Смекни!
smekni.com

Электронная коммерция правовое регулирование и налогообложение (стр. 9 из 52)

б) осуществление электронной экономической деятельности (пред­принимательской и связанной с ней непредпринимательской деятельно­сти) без специального разрешения (например, ведение через глобальную компьютерную сеть Интернет банковской деятельности физическим ли­цом либо ведение такой деятельности юридическим лицом, не имеющим соответствующей лицензии).

Кроме того, отметим, что бурное развитие информационных техноло­гий помимо позитивного общеэкономического потенциала порождает и новую криминологическую проблему. Как справедливо указывают специа­листы ФСНП России и Генеральной прокуратуры РФ, "необходимо при­знать, что Интернет находится в настоящее время в какой-то мере вне контроля государственных органов, что порождает различные правонару­шения и преступления и существенно влияет на криминогенную обста­новку, сложившуюся вокруг глобальной компьютерной сети Интернет"'.

Так, И.Н. Соловьев приводит следующую типологию преступной эко­номической деятельности в электронной среде глобальной компьютерной сети Интернет:

а) мошенничество при заключении сделок через Интернет, хищение из виртуальных магазинов, хищение денежных средств с банковских сче­тов и персональных сведений (коммерческой информации) физических и юридических лиц - пользователей сети Интернет, а также создание вир­туальных финансовых пирамид;

б) совершение сделок и операций, скрытых от налоговых органов;

в) нарушение авторских и патентных прав, а также незаконное ис­пользование различных информационных баз данных правоохранитель­ных и контролирующих органов;

г) совершение различных уголовных преступлений в сфере компью­терной информации - например, неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распростране­ние вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей (ст. 274 УК РФ).

Добавим сюда совершение в электронной форме сделок с объектами, изъятыми из оборота, а также с объектами, нахождение которых в оборо­те допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), когда сделки с такими объектами совершаются с нарушением норм уголовного закона.

Таким образом, под преступной экономической деятельностью в элек­тронной среде глобальной компьютерной сети Интернет следует пони­мать виновное совершение в электронной форме с использованием гло­бальной компьютерной сети Интернет общественно опасных деяний, запрещенных действующим уголовным законом под угрозой наказания. В соответствии с ч. 2 ст. 14 У К РФ, под общественной опасностью имеется в виду причинение вреда либо угроза причинения вреда личности, обществу или государству. При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо уго­ловного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу и государству.

При классификации видов экономической деятельности, осуществ­ляемой с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в зависимости от юрисдикции участников названной деятельности в качест­ве основного классифицирующего признака принимается наличие факта резидентства всех участников названной деятельности в какой-либо рас­сматриваемой стране или соответственно наличие противоположного, юридического факта, указывающего на нерезидентский статус части уча­стников электронной экономической деятельности в рассматриваемой стране. В этом случае, как нам представляется, следует различать элек­тронную внешнеэкономическую деятельность (ЭВЭД) и внутринациональ­ную электронную экономическую деятельность (ВНЭЭД).

, При этом с точки зрения налогообложения следует учитывать, что при ведении электронной внешнеэкономической деятельности структура правоотношений, а значит, и процесс их правового регулирования суще­ственно усложняются. Данное обстоятельство вызвано наличием в таких правоотношениях иностранного элемента и является одним из следствий экстерриториальности сети Интернет.

Кроме того, как известно, законодательство большинства стран мира содержит существенные различия правил регулирования налогового ре­жима для своих резидентов, осуществляющих экономическую или иную законную предпринимательскую деятельность за пределами их государственных границ (вне их юрисдикции), и для иностранных налогоплатель­щиков, осуществляющих экономическую или иную законную предпри­нимательскую деятельность в данной стране. Различия подходов отдель­ных государств к тем или иным вопросам налогообложения не только порождают сложности в оформлении необходимой налоговой отчетно­сти, исчислении и уплате налогов и сборов, но и могут приводить к та­ким международным экономическим и юридическим феноменам, как двойное (многократное) налогообложение и пробелы налогообложения.

Необходимо отметить, что происходящее в последние годы в основ­ных индустриально развитых странах обострение названных проблем -многократного налогообложения и пробелов налогообложения - в пер­вую очередь вызвано нарастанием процессов глобализации межнацио­нальных и транснациональных хозяйственных отношений и процессов, а, также мировой экономической системы в целом. В то же время частно-экономические интересы отдельных хозяйствующих субъектов в сфере снижения затрат за счет экономии на фискальных отчислениях при осу­ществлении международного обмена товарами, работами, услугами (меж­дународного товарообмена) и перелива капитала получили новый мощ­ный импульс для развития в условиях постоянного совершенствования технологий осуществления электронной экономической деятельности, на сегодняшний день практически не контролируемой государственными публичными институтами и не регулируемой правом.

При этом следует учитывать, что если вопросы типологии причин возникновения и способов устранения двойного налогообложения (или "многократного налогообложения", как именуют его В. В. Полякова и С.П. Котляренко') освещаются в работах многих российских и зарубеж­ных специалистов в области налогов, налогообложения и налогового права2, то проблема пробелов налогообложения (и антиналогообложе­ния), по сути, еще только ждет своего исследователя. (Из современных российских авторов, пожалуй, лишь В.М. Зарипов, рассматривая право­вые особенности международного налогообложения, освещает отдельные аспекты международных пробелов налогообложения, определяя их тер­мином "антиналогообложение"3).

Специалисты различают двойное (многократное) экономическое налого­обложение - ситуацию, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателя, и двойное юридическое налого­обложение - когда один и тот же налогоплательщик облагается в отноше­нии одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами.

Под пробелами налогообложения мы понимаем ситуацию, при которой какие-либо правоотношения (группы правоотношений) оказываются вне сферы налогово-правового регулирования. Представляется, что данная проблема также может рассматриваться как под экономическим, так и под юридическим углом зрения. Кроме того, следует отметить, что от­дельные аспекты проблемы пробелов налогообложения не теряют своей ак­туальности не только применительно к правоотношениям с участием ино­странного элемента (международным экономическим отношениям), но и в условиях внутринациональной экономической деятельности, и в первую очередь применительно к экономической деятельности, осуществляемой

в электронной форме с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Основные причины возникновения пробелов налогообложения сводятся к совокупности двух обстоятельств.

Во-первых, как и двойное (многократное) налогообложение, пробелы в налогообложении могут возникать вследствие несоответствия налого­вых систем различных государств, когда ни одно из государств не при­знает какой-либо объект либо субъект налогообложения относящимся к его налоговой юрисдикции.

Во-вторых, существование таких изъятий в случаях, когда поражение юридической базы рассматриваемых правоотношений не инициировано

законодателем, как правило, указывает на наличие пробелов позитивного права.

Как известно, пробелом в праве именуется полное или частичное отсут- , ствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, содержанием дей­ствующего законодательства и смыслом законодательства, акты которого. только предстоит разработать, а также иными проявлениями государствен­ной воли, направленной на регулирование жизненных факторов в сфере правового действия'.

Так как в международных экономических отношениях двойное (мно­гократное) экономическое и юридическое налогообложение осуществля­ется на основе национального налогового законодательства суверенных, государств, то международные пробелы налогообложения порождаются несовершенством этого законодательства и разрешение названных про­блем может быть осуществлено путем согласования многочисленных и сложных вопросов на межгосударственном уровне. На сегодняшний день процесс разработки международных правовых актов в сфере общеправового и налогово-правового регулирования рассматриваемого вида экономической деятельности находится на стадии генерации идей, которые могли бы быть положены в основу концепции таких международных соглашений.

При классификации видов экономической деятельности, осуществляе­мой с использование^ глобальной компьютерной сети Интернет, в зависи­мости от публично-правового или частноправового статуса субъектов такой деятельности следует различать экономическую деятельность частных субъек­тов - индивидуальных предпринимателей и организаций, осуществляемую в электронной форме, и осуществляемую в электронной форме экономическую деятельность государства и его публичных институтов.