Итак, истоки тоталитаризма «таятся» в природе человека, в сущности его внутреннего мира. Видимо, бесспорно и то, что без определённых перемен в сознании общества (тех или иных его групп и структур) вообще никакие перемены не возможны, ибо любые перемены - результат целенаправленных, осознанных действий, преследующих новую, не вчерашнюю цель. Вмесге с тем ясно и то, что комплексный процесс преобразования тоталитарного политического режима в демократический режим может развернуться только там и тогда, где и когда присущая тоталитаризму государсгвенная система массовых репрессий, террора, если и не разрушена до конца, то во всяком случае серьёзно подорвана.2
Как считает К Поппер, «переход от закрытого к открытому обществу можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которые прошло человечество», переход, заполняющий чугь ли не всю историю человеческой цивилизаци. «...Когда мы говорим, что наша западная цивилизация началась с греков, мы должны осознавать следующее: греки начали величайшую революцию, которая, по-видимому, всё ещё находится в своей начальной стадии, а именно - в стадии перехода от закрытого общества к открытому»3. Следует подчеркнуть, что в России, пережившей на этом пуги огромные перемены, сама эта .величайшая революция., как и в других стpaнax, говоря словами Карла Поппера, .всё ещё находится в своей начальной стадии.
«Сейчас наша страна вообще находится в парадоксальной ситуации. В обществе, стремящемся избавиться от тоталитаризма, новый вызов со стороны внешнего мира… мог бы порождать новую тоталитарную систему»…1
«И он ее с неизбежностью порождает. Тоталитаризм всегда приходит как соблазн… ложного единения сильной власти,… как искушение одним ударом разрубить узел скопившихся противоречий».2
И пока она не изменится в достаточной степени, в ходе продолжающейся Эволюции, тоталитарные тенденции вновь и вновь будут угрожать обществу. Будут появляться классы, слои, элиты, «группировки», стремящиеся узурпировать власть – со старыми, как мир, целями – для удовлетворения корысти и честолюбия.
Человечество, кажется, наверное даже неизбежно, должно переболеть этой болезнью. Этой искаженной, извращенной формой истинного здоровья, такого, когда достигается единство при многообразии и свободе воли.
Также в качестве одного из тезисов в «оправдание» хотелось бы привести цитату крупного западного ученого-обществоведа, английского историка и культуролога, А. Тойнби: «Историю двигает элита, творческое меньшинство, носитель «жизненного порыва».
А история имеет свойство повторяться, и, как и раньше, к установлению новых тоталитарных, или авторитарных режимов, будут использованы все те же предлоги – необходимость наведения порядка. И это будет понятно, когда степень хаоса достигнет известных пределов. И так, по кругу, как говорил еще Платон, мы рискуем вновь вернутся к той же точке.
***
И в качестве «последнего слова» хотелось бы привести цитату из книги одной мудрой русской женщины, жившей еще в прошлом веке:
«Попытка добиться политических реформ до тех пор, пока не появятся изменения в человеческой природе, подобна наливанию нового вина в старые мехи. Сделайте так, чтобы люди почувствовали и распознали в глубине своего сердца, в чем состоит их истинный, настоящий долг по отношению ко всем людям — и любое старое злоупотребление силой, любой несправедливый закон в национальной политике, основанный на человеческом, социальном и политическом эгоизме, исчезнет сам собой. Глуп тот садовник, который надеется со своей клумбы удалить ядовитые растения, срезая их с поверхности почвы, вместо того, чтобы вырвать их с корнем. Никогда не будет достигнута ни одна прочная политическая реформа с тем же самым эгоистичным человеком во главе всего».
Елена Петровна Блаватская
Список использованной литературы:
Нормативные акты:
1.Конституция РСФСР 1918.
2.Конституция СССР 1936.
3.Конституция СССР 1991.
Научная литература:
1. Бердяев Н. Истоки и смысл русского тоталитаризма. М.,1998 г.
2. Бердяев Н. Новое средневековье М.,1991.
3. Голицин В. Тайные правители человечества. СПб., 2000.
4. Гинцберг Л.И. Тень фашистскрй свастики. Как Гитлер пришел к власти. М..: Наука, 1967.
5. Гудрик-Кларк Н. Скульптурные корни нацизма (Кто породил Ал. Гитлера?). М..:Яуза, 2004.
6. Комаров С.А., Ростовщиков И.С. Личность. Права и свободы. Политическая система.- СПб., изд-во юридического института С.-П.., 2002.
7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.37-М.,Политиздат,1969.
8. Мазуров М.В. Тоталитаризм как политический режим. Екатеринбург, 1999.
9. Марченко М.Н., Лунгу П.Ф. Основы государства в вопросах и ответах. М., 1995.
10. Мельников Д..Е. Адольф Гитлер: преступник номер 1. М.,2003.
11. Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Преступник номер 1. Нацистский режим и его фюрер. М.,1991.
12. Мельников Д.Е., Черная Л.Б. Империя смерти. Аппарат насилия в нацистской Германии. М.:Полит.,1987.
13. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума..:М., МНЭПУ, 1998.
14. Поппер К.. Открытое общество и его враги (в 2х томах) М.; 1992,т.1.
15. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. Пер.с англ.-М.,1992.
16. Троцкий Л. Сталинская школа фальсификаций –М.,1990.
16.Троцкий Л. Преданная революция.- М.,1936.
17. Юнг К.Е. Психология нацизма. М.:Политичекая литература, 1994
Статьи:
1. Бутенко А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления // Социально- политический журнал. 1994. №№ 10,11,12; 1995. №1..
2. Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое.// Социально-политический журнал. 1995. №6, 1996. №1.
2. Волков С.В. Тоталитаризм как исторический феномен. / Сборник статей под ред.А.А.Кара-Мурзы.. М., 1989
3. Иванов А.В., Лоскутов В.А. Сталинский тоталитаризм:сущность и источники развития. -В сб.: «Тоталитаризм как исторический феномен» / Ответственный редактор А.А.Кара-Мурза. М., 1989.
4. Кара-Мурза А.А. Тоталитаризм как исторический феномен./Сборник статей под ред.А.А.Кара-Мурзы. М., 1989.
5. Миллер А.П. Тоталитаризм как исторический феномен. /Сборник статей под ред.А.А.Кара-Мурзы. М., 1989
6. Мушинский В. Ханна Арендт и ее главная книга. // Свободная мысль. 1992,. №8..
7. Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности.// Вестник московского университета, сер. «Политические науки», 1998, №1.
8. Сумбатян О.Г. Тоталитаризм – политический феномен ХХ века // Социально-гуманитарные знания. 1999, №1.Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политический журнал. 1998 №2.
9. Петрович Г. Социализм по-прежнему остается «открытым вопросом». // вопросы философии.1991, №2
10. Тоталитаризм и посттоталитарное общество. Коллектив авторов. Отв.редактор А.Бутенко. // Социально-политический журнал.1998. №2
11. Хайек Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990, № 10.
12. Ципко А. Истоки сталинизма // Наука и жизнь,1988, № 11, 12;1989, №№1,2,3.
13. Эйдман Фр. Крушение новояза. – В сб. «Тоталитаризм как исторический феномен»./Отв.редактор А.А.Кара-Мурза. М., 1989.
Авторефераты:
Кочесоков Р.К. Тоталитаризм: философско-политическое исследование: Автореферат. Ростов-на-Дону, 1992.
Пресса:
«Независимая газета» , 13.07.1996; 31.01.1996.
[1] Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии:общее и специфическое / Социально-политический журналю1995.№6,с.147.
[2] Там же
1 Поппер К. Открытое общество и его враги (в 2-х томах). М.,1992. Т.1, с.30-31.
1 Поппер К. Открытое общество и его враги ( в 2-х томах). М.,1992. Т.1, с.31.
1 Троцкий Л. Сталинская школа фальсификаций, М.,1990.
1 Кара –Мурза А.А. Тоталитаризм и тоталитарное общество. В сб.: «Тоталитаризм как исторический феномен». – М., 1989.с.158-166.
1 Кара-Мурза А.А. Тоталитаризм и посттоталитарное общество.В сб.: «Тоталитаризм как исторический феномен».-М., 1989, с.158-166.
1 Сумбатян О.Г. Тоталитаризм – политический феномен ХХ века / Социально-гуманитарные знания.1999.№1,с
1 Марченко М.Н.,Лунгу П.Ф. Основы государства и права в вопросах и ответах. М.,1995, с .115