Большое внимание совершенствованию концепции мононорматики на распадном этапе ее эволюции уделил А.Б. Венгеров Он справедливо привлек внимание к плюрализму расслаивающейся мононорматики и политических регуляторов систем в эпоху становления классового общества.[14]
И.Ю. Семенов подошел к проблеме монорматики и обычного права, казалось бы иначе. Обычное право, или предправо, - это поведенческие нормы, действующие во взаимоотношениях членов не одной общины , а тех или иных чужих друг другу общин.
По Ю.Семенову, санкции могут быть только там, где поступок совершается не членами собственной общины, а чужаками, членами других общин.[15]
Синкретичность и мононормативность правил поведения в первобытном обществе характеризует их внутреннюю сторону, внешне синкретичная норма проявляется в форме обычая, традиции. В зависимости от того, какую сферу общественной жизни первобытного общества данный обычай регулирует, в каждом конкретном случае его можно условно отнести к религиозному, моральному и т.п. Так же можно говорить о том, что в первобытном обществе с некоторого времени его существования могут функционировать и специфические обычаи первобытного общества, которые можно условно считать юридическими обычаями. К их числу можно отнести обычаи, регулирующие в первобытном обществе те сферы общественной жизни, которые в государственном обществе регулировались бы нормами права. И, в первую очередь, подчеркнуто специфическую юридическую окраску несут обычаи , регулирующие уже на ранних стадиях развития первобытного общества брачно-семейные отношения, наследование, порядок судопроизводства и пр. но постоянно следует учитывать то обстоятельство, что и эти обычаи в классическом первобытном обществе носят инкретичный характер и тесно переплетены с религией, этикой, ритуалом, моралью и пр., а также с модельными поведенческими установками.[16]
В.П. Алексеев, А.И.Першиц считали, что правила поведения в доклассовом, догосударственном обществе не могут быть отнесены не к категориям правовых, ни к категории моральных норм; они имеют характер мононорм, т.е. норм единых, специфических, еще не дифференцированных и не расщепленных на различные нормы социальной регуляции первобытного общества.
Мононормы - нормы не дифференцированные и не расщепленные на различные нормы социальной регуляции первобытного общества, - это научный вымысел, фантазия ученых, а не реальность социальной действительности, как социальные нормы и внесение ясности, более глубокого, дробного их понимания.
Вместе с тем идея о мононормах может работать, если вложить в нее иное понимание, а именно «субъектное» понимание. Мононормы - это различные по своему характеру правила поведения первобытного общества (ритуалы, обряды, обычаи, религиозные нормы и другие), единые для всех его членов.
Едиными нормы для первобытного общества были для всех потому, что общество пока еще не было дифференцированно. Мононормы исчезли тогда, могла начала возникать социальная дифференциация.[17]
Изучение различных концепций, связанных с социальным управлением и нормативным регулированием поведения людей в первобытном обществе, позволило подтвердить, что эта тема проблемная и однозначно правильного разрешения нет.
Мнения ученых по некоторым вопросам этой темы абсолютно противоположны.
Были представлены различные схемы эволюции политических форм, взгляды по поводу регулирования отношений людей в обществах с присваивающей и производящей экономикой, сопоставлены концепции мононормы и дифференциации социальных норм и т.д.
Огромной проблемой остается источниковедческая сторона темы. По поводу затронутых вопросов еще ведутся споры, поэтому каких-то окончательных выводов сделать нельзя.
Стоит обратить внимание на актуальность темы: изучение основ первобытного общества содействует углублению нашего осознания современности.
Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи - это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.
Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.
Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.
1. Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине/ О. Ю. Артемова.- М.: Наука, 1999
2. Васильев, Л. С. История Востока/ Л. С. Васильев// Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 2./ Сост. С. А. Бердникова.- Красноярск: КГУ, 2002.- С.32-50
3. Графский, В. Г. Всеобщая история государства и права: учебник для вузов/ В. Г. Графский.- М.: Норма, 2000.-С. 40-55
4. Думанов, Х. М. Мононорматика и начальное право/ Х. М. Думанов, А. И. Першиц// Государство и право.-2000.-№1.- С.98-103.
5. Кашанина, Т. В. Социальные нормы первобытного общества/ Т. В. Кашанина // Происхождение государства и права. - М.: Юрист, 1999. - С. 181-216.
6. Крадин, Н. Н. Политическая антропология. - М., 2001.
7. Нагих, С. И. Нормативная система догосударственного общества и переход к государству/ С. И. Нагих// Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности.- М., 1995. - С. 32-43.
8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Хрестоматия:В 2-х т. Т.1. 620 с.
9. Малько А.В., Матузов Н, Теория государства и права: Курс лекций. М.: Юристъ - 2001, 672 стр.
10. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2001. - 760 с.
11. Радько Т. Н. Методологические вопросы правоведения. Саратов. «Наука», 1998, - 312 с.
12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрайт 2001. 432 с.
[1]Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1935. С. 123-126
[2]Крадин, Н. Н. Политическая антропология. - М., 2001.
[3] Мортон Ф. Политическая антропология. -М., 2002. С. 197-203.
[4] Васильев Л.С. Принципы социальной структуры. Л.,1988. С. 87-105.
[5] К.Маркс. Ф.Энгельс. Основные принципы материалистического учения об обществе. Л.,1888.
[6] С.И.Нагих, «Нормативная система догосударственного общества и переход к государству», Ранние формы политической организации: от первобытности и государственности. М.,1995г. Ст. 38
[7] Х.М Думанов, А.И. Першиц, «Монорматика и начальное право», Государство и право, 2000 №1 ст. 100
[8] Кошанина Т.В. Происхождение государства и права. М: Юрист, 1999г. С. 182 - 185
[9] Там же. С. 195-197
[10] Кошанина Т.В. Происхождение государства и права. М: Юрист, 1999г. Ст.199-202
[11] Кошанина Т.В. Происхождение государства и права. М: Юрист, 1999г. Ст.203-205
[12] Кошанина Т.В. Происхождение государства и права. М: Юрист, 1999г. Ст.207-211
[13] Х.М Думанов, А.И. Першиц, «Монорматика и начальное право», Государство и право, 2000 №1 ст. 98
[14] Там же. С. 98 -100
[15] Там же. С. 98 -101
[16] С.И.Нагих, «Нормативная система догосударственного общества и переход к государству». М.1999г. С. 34
[17] Кошанина Т.В. Указ. соч. С. 214-216