Если на товар гарантийный срок не установлен, то учитывая нормы пп. 1,2 ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах шести месяцев со дня передачи товара покупателю (а в отношении недвижимого имущества не позднее двух лет со дня передачи его потребителю).[[13]] При определении разумности сроков следует исходить из гарантийных сроков, закрепленных государственными стандартами, а если они не установлены – из показателей долговечности товара, определенных нормативами о стандартизации.
В соответствии с п. 3 ст. 503 ГК РФ при расторжении договора купли-продажи покупатель по требованию продавца и за его счет должен вернуть полученный товар ненадлежащего качества. При этом возврату подлежит весь товар (основное изделие, комплектующие части и принадлежности за исключением упаковки и быстро изнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы и прийти в негодность в процессе эксплуатации).
При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Пропуск срока на предъявление претензии за ненадлежащее качество товара согласно Закону может быть признан необоснованным.
В случае передачи товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель в течение гарантийного срока, установленного в законе или договоре, в праве по своему выбору требовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов на устранение недостатков товара (п.1 ст. 503 ГК РФ).
Помимо требований о замене товара покупатель может потребовать и полной компенсации убытков, причиненных нарушением договорных условий о качестве товара.
Отсутствие у потребителя товарного чека или другого соответствующего ему документа не может служить для отказа в защите его права. На основании ст. 159, 493 ГК РФ потребитель вправе доказывать факт покупки товара с помощью свидетельских показаний.
Гражданский кодекс РФ отказался от термина «гарантийные» применительно к срокам годности и хранения, устранив тем самым терминологическую неточность (ст. 472).
Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. 472, 473 ГК РФ).
Кодекс регулирует только случай, когда срок годности товара определен законом или иными обязательными правилами. Представляется, что это не препятствует установлению в договоре сроков годности, но отступление от закона и иных действующих обязательных правил при этом недопустимо.
Согласно ст. 5 Закона под сроком годности следует понимать период, в течение которого товар (работа) является безопасным и пригодным для использования по прямому назначению. К такому сроку относятся как срок годности, устанавливаемый на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы), так и срок службы, устанавливаемый на товар (работы), предназначенный для длительного использования.
Срок службы товара – это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При этом гарантийный срок безотказной службы изделия следует отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например, до первого капительного ремонта. Это различие важно иметь в виду, потому что срок службы изделий обычно больше гарантийного.
Исчисление срока службы товара производится в единицах времени или в иных единицах измерения; километрах, метрах и т.п.
Срок транспортабельности – это срок, в течение которого при надлежащем соблюдении правил отгрузки отправителя и правил перевозки транспортной организацией гарантируется качественная сохранность груза. Он устанавливается при транспортировке скоропортящихся грузов грузоотправителем (в соответствующих случаях – органом контроля за качеством) в зависимости от качественного состояния и индивидуальных свойств данного груза и условий его транспортировки. Срок транспортабельности служит критерием при решении вопроса о возможности приема груза к перевозке с учетом срока его доставки, а также оказывает существенное влияние на судьбу спора по поводу порчи груза в процессе его транспортировки.
Недавно возвращенная в наше законодательство приобретательная давность, бывшая и прежде по словам известного российского цивилиста Г. Шершеневича, слабоукоренной в русском праве остается еще довольно чуждой практикующим юристам и нуждается в длительном освоении.
Обычно приобретательная давность воспринимается как один из способов приобретения собственности наряду с приобретением права на находку, клад, бесхозяйное имущество и т.д. Этот подход, впрочем, имеет свое оправдание как в названии института, так и в размещении его в главе 14 ГК РФ. Между тем приобретательная давность изначально возникла отнюдь не в этой сфере, а в обороте, и именно нуждами оборота объясняется восстановление ее в нашем законодательстве.
Те условия, которыми оговорено приобретение по давности, прежде всего – добросовестность, происходят из оборота. Как это установлено ст. 134 ГК РФ, для приобретения собственности требуется добросовестно непрерывно владеть имуществом как своим в течение определенного срока. Добросовестность означает, что владелец, извинительно заблуждаясь в фактических обстоятельствах, с достаточными причинами полагает, что то основание, по которому к нему попала вещь, дает ему собственность на нее. Многие трудности связаны с непониманием того, что владелец для сроков давности – незаконный владелец, ведь законный владелец, как правило, получает вещь по договору от собственника и, следовательно, знает, что собственником вещи является другое лицо. Поэтому, например, ни арендатор, ни хранитель, никогда не приобретут по давности. Но, конечно, не всякий незаконный владелец может приобрести по давности. Если, например, вещь похищена, то течение срока давности не дает никакого права владельцу.
Особенно важным для сегодняшней практики являются те случаи, в которых организация – правопреемник госпредприятия продолжает владеть неприватизированным объектом недвижимости, полученным довольно давно (скажем в 70 – 80-е гг.) от государства, на основании акта госоргана (частный вариант этой ситуации – наличие во владении объекта, не включенного в уставный капитал при акционировании и приватизации). Возникает все больше споров, в центре которых находится вопрос о принадлежности таких объектов. Весьма часто владельцы ссылаются на то, что они приобрели уже спорное имущество по давности. Но выполняются ли здесь требования ст. 234 ГК РФ? Добросовестное владение имуществом как своим означает, что в момент приобретения приобретатель не знал и не мог знать действительного собственника.[[14]] Но в данном случае приобретателям всегда был известен собственник – государство. Более того, такой титул, как право оперативного управления являясь производным от собственности, само собой означает известность действительного собственника. Можно это обстоятельство сформулировать шире – право оперативного управления дает законное (титульное) владение, а законное владение исключает приобретение по давности (см. также п. 18 указанного Постановления № 8 от 25 февраля 1998 г.). Понятно, что отпадение в дальнейшем этого титула, вообще недоступного теперь негосударственным организациям само по себе не может улучшить позиции владельца, как и вообще добросовестность не может возникнуть задним числом.
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть теоретические вопросы, связанные с понятием сроков в гражданском праве, порядком их исчисления, а также их правовое значение. Отдельная глава посвящена подробной классификации сроков по различным основаниям, более детально охарактеризованы пресекательные, претензионные, гарантийные сроки, а также сроки приобретательной давности. Изучены особенности исчисления различных видов сроков исковой давности, особое внимание уделено основаниям приостановления, перерыва и восстановления течения исковой давности.
Изучение названных вопросов было бы невозможно без проведенного сравнительного анализа ранее действовавших Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и Основ гражданского законодательства 1991 года и действовавшего в настоящее время законодательства. Для полнейшего уяснения изменений, которые произошли после принятия и вступления в законную силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации приведены мысли известных советских цивилистов (Грибанова В.П., Жгуновой А.В., Кириловой М.Я., Гурвич М.А. и др.) по данной тематике, а также затронуты публикации современных ученых-юристов (Сарбаш С., Лебедевой К.Ю., Эрделевского А.Н., Фарматова И.А. и др.), которые детально анализируют положения действовавшего законодательства, посвященные срокам в гражданском праве.
Основной идеей работы явилась мысль о том, что применение правил о сроках и сроках исковой давности позволяют установить в каждом конкретном случае фактические обстоятельства дела, что способствует вынесению правильных решений, стабилизации гражданского оборота, устранению неопределенности в отношениях его участников, укреплению договорной дисциплины, стимулирует активность субъектов гражданского права, эффективность защиты нарушенных прав.