Смекни!
smekni.com

Государство и право России в период становления Советсткой власти (стр. 3 из 4)

Регистрация брака в сельской местности не носила обязательного характера. Брачные отношения идентифицировались по факту совместного проживания и ведения общего хозяйства. Кодекс регулировал имущественные и личные неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, устанавливал порядок оформления опекунства, усыновления, лишения родительских прав.

Уголовное право- являлось одним из ведущих инструментов осуществления Советской властью классовой политики, подавления и физического истребления противников нового строя и бездействующих лиц, осуществлять задачи защиты создавшегося общественного и государственного строя РСФСР.[7]

Главной особенностью создавшегося советского уголовного права являлось понятие классовой природы преступления. Уголовное право заботилось не столько об интересах и безопасности личности, сколько об охране основ существовавшего социального порядка. Вследствие этого в уголовном праве доминировали виды ответственности за государственно-политические преступления, трактовавшиеся как действия или бездействие, направленное на ослабление мощи Советской власти, на подрыв завоеваний революции. Данные деяния квалифицировались как контрреволюционные и наказывались с повышенной суровостью.

Основными источниками уголовного права были первые декреты Советской власти и понятие революционной законности, которым В.И. Ленин призывал руководствоваться судей.

К источникам уголовного права так же относились[8]:

· Инструкция НКЮ от 19.12.1917 г. о революционном трибунале;

· постановление СНК о Красном терроре, вышедшее в августе 1918 г.;

· Декреты "О суде";

· руководящие начало по уголовному праву от 12.12.1919 г.

Нормы дореволюционного Уголовного Уложения использовались в тех случаях, когда они не противоречили нормам "революционной законности".

В соответствии с вышеизложенными актами квалифицировались виды преступлений. Деяния, направленные против существовавшего строя и порядка управления классифицировались как контрреволюционные. К ним относились - заговоры и мятежи, антисоветские выступления в печати, присвоение иными организациями функций Советской власти, измена Родине - вступление в контрреволюционные войска, шпионаж, диверсия, вредительство, теракты, саботаж. В соответствии с Декретом СНК "О Красном терроре" за одну лишь принадлежность к контрреволюционной организации или организации, объявленной в качестве таковой, виновные подлежали расстрелу.

Особо опасными преступлениями признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Предусматривалась ответственность и за должностные преступления - взяточничество, волокиту и прочее.

Из воинских преступлений наиболее тяжким видом признавалась измена военных специалистов. Уголовная ответственность предусматривалась и в случаях хищения или промотания военного имущества, мародерство, дезертирство и прочее.

Применялись в качестве санкции различные виды наказания - от денежного штрафа, высылки и общественного порицания, до объявления врагом народа, лишения свободы и высшей меры наказания. В ходе Красного террора судебная практика использовала все более суровые наказания, а практика внесудебных репрессий - главным образом расстрел.

Начало кодификации Советского уголовного законодательства было положено в Инструкции НКЮ от 12.12.19г. "О руководящих началах уголовного права РСФСР". Этот акт содержал нормы общей части уголовного права, и впоследствии явился основой Общей части Уголовного кодекса, принятого в 1922 году.[9]

В водной части давалась характеристика и основные принципы Советского уголовного права. В III-м разделе давались определения преступления и наказания. Само преступление классифицировалось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемых законом. Данная трактовка давала весьма широкое понятие преступлению.

VI раздел инструкции был посвящен видам наказаний, которых предусматривалось 16 видов, начиная с расстрела и объявления вне закона и заканчивая "внушением" и общественным порицанием. Из лексикона времен Великой Французской революции в Уголовную практику РСФСР перешел и прочно в ней обосновался термин "враг народа". Классификация лица в данном качестве автоматически влекла за применение самых жестких мер наказания.

Впоследствии руководящие начала по уголовному праву без изменений были приняты на Украине, Белоруссии и в Закавказье.

В целом в Уголовном праве господствовали принципы этатизма, превалирования государственных интересов над личными, общественной собственности над частной и личной.

Становление советского процессуального права было связано с созданием советских судебных органов.

Обвиняемый имел право защиты, как в суде, так и на стадии предварительного следствия, однако на практике часто это право не осуществлялось, особенно в порядке внесудебных установлений.

Суд кассационной инстанции имел право отменить решение нижестоящего суда не только вследствие существенного нарушения процессуального порядка, но и в том случае, если считал, что обсуждаемое решение явно несправедливо. Такой же порядок действовал и в сфере уголовного порядка в отношении приговора нижестоящего суда.[10] Тем не менее, законодательство продолжало носить одноклассовый характер и служило в первую очередь политическим целям Советского государства.

Итак, после Октябрьской революции развитие права было подчинено цели закрепления и углубления отношений, основанных на государственной собственности основных средств производства, на праве государства обратить в свою собственность любое имущество свыше установленного им предела.

Основу советского права составили нормативные акты, регулировавшие имущественные и личные неимущественные отношения. Упорядоченной кодификации законодательства в период гражданской войны не было.

Создание правоохранительных и репрессивных органов

Ноябрьский 1917 г. Декрет СНК - Декрет о суде N1 упразднил все дореволюционные судебные органы, прокуратуру, адвокатуру, институт судебных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды, состоящие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными советами. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. Предварительное следствие осуществляли судьи единолично. Кассационными инстанциями, рассматривавшими не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, были уездные и столичные съезды местных судей. Если вышестоящий суд установил неправильность проведенного следствия, нарушения процессуальных норм, несправедливость приговора или отсутствие состава преступления в деянии осужденного, дело могло быть возвращено на новое рассмотрение, а приговор отменен или изменен в сторону смягчения наказания. В феврале 1918г. ВЦИК принял новый Декрет о суде N 2, расширивший подсудность местных судов. Новой инстанцией стали окружные суды. Декрет воссоздавал следственные комиссии при окружных судах, избираемые местными советами. Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. Из-за борьбы с левыми эсерами, имевшими серьезное влияние в судебной сфере, и недоверия к старым юристам осенью 1918г. были ликвидированы окружные суды. В июле 1918г. СНК принял Декрет о суде N 3, далее расширявший компетенцию местных судов (иски до десяти тысяч рублей, наказания до пяти лет лишения свободы). Следственные комиссии переподчинялись местным советам. Кассационные жалобы рассмат­ривали советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москве создавался Кассационный суд. В конце ноября 1918г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде. Учреждалась единая форма суда -народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких (двух или шести) заседателей. Защиту и обвинение осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах. Члены коллегий были должностными лицами. Декрет о суде N 1 учреждал параллельно с местными судами особые суды "для борьбы контрреволюционных сил" - революционные трибуналы. Декрет о революционных трибуналах был принят СНК в мае 1918г., предписывал сохранение ревтрибуналов только в крупных центрах и их упразднение в иных местах. Кассационный отдел при ВЦИК рассматривал жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов (июнь 1918г). Положение о ревтрибуналах 1919г. закрепило несколько отраслевых видов этих органов: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы. Ускоренное судопроизводство, право применения высшей меры наказания, свобода в выборе мер уголовной репрессии - все это придавало характер чрезвычайности этим судебным органам[11].

К органам чрезвычайной юстиции относились также внесудебные органы репрессии. 7 декабря 1917г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской Чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. С марта 1918г. начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им предоставлялось исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиции и конфискаций. "Положение о ВЧК и местных ЧК", утверждено ВЦИК в октябре 1918г. Члены ЧК назначались и отзывались исполкомами местных советов. По вертикали местные ЧК подчинялись ВЧК. В армии и флоте в конце 1918г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1918г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК. По окончании следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918г. до февраля 1919г., известный как период "красного террора". В феврале 1919г. право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам. На них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919г. при ВЧК создается Особый Революционный Трибунал. В мае 1920г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК. Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде. Местные управления милиции находились в двойном подчинении НКВД и местных исполкомов советов. При Главном управлении милиции создавалось Центральное управление уголовного розыска. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. В период гражданской войны для "изоляции враждебных элементов" создавались лагеря принудительных работ НКВД и ВЧК.