10) в процессе отбора кандидатов на должности судей Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов РФ осуществляется также представление Президентом РФ соответствующих кандидатур Совету Федерации Федерального Собрания РФ;
11) утверждение указанных в п. 10 кандидатур в комитетах Совета Федерации РФ.
Завершающими этапами первой стадии процесса формирования судейского корпуса выступают обсуждение и оценка имеющихся кандидатур субъектом, наделенным правом назначать (избирать) кандидатов на должности. Здесь отметим, что заключение Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам о кандидатуре на соответствующие должности, наряду с представлением Президента РФ, выступает основной для осуществления второй стадии процесса формирования судейского корпуса – собственно назначения.
В Российской Федерации, так же как и в ряде зарубежных стран назначенный (избранный) судья должен пройти еще одну стадию, прежде чем получит возможность реализовать полномочия по осуществлению правосудия, а именно стадию вступления в должность. Это требование о принесении вновь назначенным (избранным) на должность судьей присяги. Присяга является одним из важнейших атрибутов вступления в должность высших должностных лиц государства, она символизирует их особый статус, ответственность перед обществом. Присяга, приносимая публично и скрепленная подписью лица, ее приносящего, помимо того, является юридическим актом. Юридическая значимость этого акта заключается в фиксации момента вступления судьи в должность, момента фактического приобретения им права осуществлять от имени государства полномочия правосудия.
Гарантии судей в РФ.
Ст. 120 Конституции гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Независимость судей, помимо того, что они подчиняются только Конституции и федеральному закону, обеспечивается и другими гарантиями. Наиболее важные из них закреплены в Конституции РФ: несменяемость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий (ст. 121), неприкосновенность и возможность привлечения к уголовной ответственности в порядке, определяемом Федеральным законом (ст. 122). Более подробно эти и другие гарантии будут рассмотрены в работе ниже.
Независимость судей обеспечивается также порядком формирования судейского корпуса, особым порядком наделения судей полномочиями.
Гарантией независимости судей является их безопасность. Положения о том, что судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства и органы МВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению их безопасности, если к ним поступает соответствующее заявление, получили дальнейшее развитие в Федеральном законе РФ «О государственной защите судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В целях обеспечения безопасности судей и их близких принимаются меры по защите их жизни и здоровья, сохранности имущества; принимаются меры правовой защиты, предусматривающие, в том числе и повышенную уголовную ответственность за посягательства на их жизнь, здоровье, имущество (ст. 3).
Кроме того, Федеральным законом РФ « О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в Российской Федерации» установлены материальное и социальное обеспечение судей – важная составляющая их независимости. За последние годы увеличен размер оплаты труда судей и усовершенствована ее структура. Размер должностного оклада устанавливается в процентном соотношении к должностным окладам Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ «Об оружии».
Независимость судьи обеспечивается также системой органов судейского сообщества (съезд, конференции, советы и общие собрания судей, квалификационные коллегии, которые специально созданы для выражения интересов судей), закрепленной в Федеральном законе РФ «Об органах судейского сообщества в РФ».
Судейское сообщество рассматривает актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного обеспечения, а также правового и социального положения судей. Органы судейского сообщества дают возможность судьям решать ряд вопросов, которые ранее входили в компетенцию Министерства юстиции РФ, и тем самым становятся более независимыми от органов управления, каковым является Министерство юстиции РФ.
Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов.
Приведем по пунктам гарантии независимости судей, выполнение которых будет обеспечивать объективное и беспристрастное правосудие:
¾ установленный законом порядок отбора кандидатов на судебные должности и наделение судей полномочиями;
¾ обязательная процедура осуществления правосудия в форме гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства;
¾ несменяемость судей;
¾ тайна совещания судей;
¾ запрет на вмешательство в той или иной форме в деятельность по осуществлению правосудия;
¾ установление уголовной и административной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия.
Можно сказать, что принцип независимости судей имеет две стороны: а) судья независим при осуществлении правосудия; б) судья одновременно зависим от необходимости при осуществлении правосудия соблюдать действующее законодательство. Наглядным примером такой трактовки принципа независимости российского судьи может служить постановление Президиума Совета судей РФ «О компетенции Совета судей субъекта Федерации». Суть вопроса: Совет судей Ульяновской области в своем постановлении обратил внимание судьи А. на необходимость устранения фактов волокиты при рассмотрении гражданских дел. Судья А. обратилась в федеральный Совет судей с вопросом о правомерности названного обсуждения. Рассмотрев это обращение в своем постановлении, Совет судей РФ отмечает, что, поскольку сроки рассмотрения дел регламентируются процессуальными законами, волокита, допускаемая судами, ущемляет интересы граждан и подрывает авторитет судебной власти, поэтому Совет судей субъекта Федерации вправе обсуждать проблемы соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним и Кодексом чести судьи РФ, и это не является нарушением гарантий независимости судей.
В этой связи хотелось бы привести мнение судьи Конституционного суда РФ Тамары Моршаковой. Она считает, что независимость судей более всего ущемляется внутри самой судебной системы. Прежде всего, при помощи Судебного департамента при Верховном суде РФ, так как именно им обеспечиваются организационно – финансовые основы деятельности судей. Этот судебный департамент обеспечивает материально все нижестоящие суды и лично судей. На нем лежит обязанность предоставлять им жилье, обеспечивать судебную деятельность финансовыми, материальными и иными ресурсами. То есть этот департамент, находящийся при высшей судебной инстанции, вполне может использоваться как орудие влияния на судей, решения которых не устраивают вышестоящие суды. Получилось, что вышестоящие судебные инстанции и Верховный суд РФ, в частности, решают все вопросы судьи: классы, жилье, ремонт судов, отмена решений, продвижение по карьерной лестнице, перевод в другой суд. Но здесь же автор привела правильную, по её мнению, схему финансирования судов. Выглядит она примерно так: председатель суда и вся судебная система должны напрямую получать средства из федерального бюджета, тогда суд не будет зависеть от высшей процессуальной инстанции, которая проверяет его решения.
Таким образом говорить, что принцип независимости судей повсеместно соблюдается и даже, что он гарантированно обеспечен всеми законами, априори преждевременно.
Другой важнейшей составляющей самостоятельности и независимости судебной власти и судей, ее носителей, является закрепленный в Конституции РФ и в Законе принцип неприкосновенности судей. Ст. 122 Конституции РФ прямо провозглашает: «1. Судьи неприкосновенны. 2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом». В Федеральном законе «О статусе судей в РФ» сказано, что личность судьи неприкосновенна, эта неприкосновенность распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы; далее установлено, что судья не может быть привлечен к какой – либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. В законе установлено правило, по которому уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Нужно отметить, что принцип неприкосновенности судьи, закрепленный в федеральном законе, приветствуется не всеми. При этом сторонники одной точки зрения, отвергают его по недомыслию, не понимаю его сути и руководствуясь лишь мнением, что судьи должны быть как все, иначе нарушается принцип равенства людей; другие же отвергают его осознанно, понимая последствия лишения судей неприкосновенности. Так, профессор Бойков считает, что «гипертрофированный иммунитет судьи, поощряющий безнаказанность и безответственность его носителя, явление социально вредное, порожденное только в России периода «демократических» преобразований». И.Алешина заявила о том, что закон «О статусе судей в РФ» вообще не соответствует времени. Но точку зрения, что «судейская неприкосновенность – одно из достижений российской демократии, позволяющее судам безбоязненно противостоять обвинительному уклону в работе следственных органов и прокуратуры» разделяют куда больше ученых. Это И.Л. Петрухин, который и выдвинул данную концепцию, А.С. Кобликов, М.И. Клеандров, В.И. Радченко, В.И. Руднев и др.