Судья не в праве совершать проступки, порочащие его честь и достоинство. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда. Судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, но не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда.
Проступком, позорящим честь и достоинство судьи, признается такое действие или бездействие, которое хотя и не является преступным, но по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи.
П. 3 ст. 3 Закона устанавливает, что судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также обязанность воздержаться от совмещения работы в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Политическая и экономическая активность судьи в указанном выше смысле может не соответствовать интересам правосудия и поставить под сомнение его объективность и беспристрастность. Закон для судьи – высшая и единственная ценность.
Таким образом, большинство требований, предъявляемых к судье носят нравственный, морально – этический характер, что и предполагает понятие судейской дисциплины, упомянутое в первом параграфе. Судейская дисциплина – это неотъемлемое условие обеспечения законности и правопорядка в стране. Именно поэтому Всероссийский съезд судей установил дополнительные требования внеправового характера для членов своей «корпорации».
Ответственность судей в РФ.
Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией РФ судьи наделены особым статусом.
Так, согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Заключение судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления принимается в 10 – дневный срок после получения в суд соответствующего представления Генерального прокурора Российской Федерации с участием уполномоченного им прокурора, а также судьи и (или) его адвоката на основании представленных в суд материалов.
Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда.
Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.
По поводу уголовной ответственности судьи существенных споров и разногласий никогда не существовало, чего нельзя сказать об административной и дисциплинарной ответственности.
Конечно, при реформировании статуса судей в части их ответственности законодателями была учтена правовая специфика правового положения судьи. Но, тем не менее, по мнению ученых Ю.С Адушкина и В.С Жидкова существует ряд обстоятельств, препятствующих введению административной ответственности.
По их мнению, введение административной ответственности судей противоречит Европейской Хартии о законе «О статусе судей», в которой указано, что менять достигнутый в стране уровень защиты судей не представляется возможным.
Кроме того, судьям гарантирована неприкосновенность. А таковая, как признал Конституционный Суд РФ, представляет собой «определенное исключение из принципа равенства всех перед законом» и «является не публичной привилегией граждан, занимающих должность судьи, а средством защиты публичных интересов и прав суда».
Логику разработчиков закона, устанавливающего административную ответственность судей можно усмотреть в формулируемом ими механизме административной ответственности, который не умаляет неприкосновенность судьи, но превентивное дисциплинирующее действие оказывает уже самим фактом своего введения.
Реальность такова, что административная ответственность применяется далеко не в единичных случаях. И новый механизм ответственности порождает новый круг проблем, которые нетрудно спрогнозировать:
· Усложненная процедура административной ответственности снижает гарантии независимости судей, так как не исключает соответствующего процессуального участия должностных лиц различных государственных органов на предварительной и исполнительной стадиях производства по делу об административном правонарушении и, следовательно, не создает препятствий для провокаций и оказания давления на провинившегося судью;
· Неадекватный содеянному сложный механизм делает применение административной ответственности во всех без исключения случаях малореальным и не препятствует необоснованному освобождению судьи – правонарушителя от административной ответственности с объявлением устного замечания и ставит его в положение «должника» перед сговорчивым инспектором или контроллером, способным «решить вопрос».
Изложенное свидетельствует против существующего института административной ответственности судей.
Но тем не менее, данный вид ответственности следует рассмотреть подробно, так в п. 4 ст. 16 Закона перечислены случаи решения вопросов о привлечении судьи к административной ответственности. Такие решения принимаются:
· в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда – судебной коллегией в составе трех судей Верховного Сура Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ;
· в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10 – дневный срок после поступления представления Генерального прокурора Российской Федерации.
Согласно ст. 12.1 Закона, судья подлежит также и дисциплинарной ответственности.
Исходя из смысла п. 1 данной статьи Закона понятие «дисциплинарный проступок» имеет расширенное значение: дисциплинарный проступок – это нарушение норм не только данного Закона, но и Кодекса судейской этики. Таким образом, любой аморальный проступок судьи должен расцениваться как дисциплинарное нарушение, сюда же относится и нарушение судьей неписаных правил морали, этикета и нравственности.
Закон ограничивает меры наложения дисциплинарного взыскания на судью: это только предупреждение или досрочное прекращение его полномочий. Только соответствующая квалификационная коллегия судей правомочна решить вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на судью.
К судьям Конституционного суда РФ применяется особый порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности согласно Федеральному закону « О Конституционном Суда Российской Федерации».
П. 2 ст. 12.1 Закона, конечно же, соответствует норме трудового права об автоматическом снятии дисциплинарного взыскания с судьи, если он не совершил нового дисциплинарного проступка.
Проблема, связанная с введением дисциплинарной ответственности судей, состоит, по мнению Ю.С. Адушкина и В.С. Жидкова, в том, что норма ее регулирующие рассредоточены в актах различного уровня, кроме того, не определены сроки давности. Регулирование дисциплинарной ответственности судей должно учитывать баланс публичных интересов, предполагающих строгую и неотвратимую ответственность по широким основаниям, так и обеспечение гарантий независимости и неприкосновенности судьи. Должна быть полно и детально урегулирована недопустимая аналогия с трудовым правом.
Судья не может быть привлечен к какой - либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнения и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
По мнению профессора В.А Терехина, в настоящий момент в нашей стране найден баланс между гарантиями неприкосновенности судей и институтом их ответственности, что нельзя не назвать достижением российской демократии.
Особенности статуса судей субъектов РФ
Согласно организации судебной системы в РФ судьями субъектов РФ являются мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Мировым судьей, согласно Федеральному закону «О мировых судьях в РФ», может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации. При этом от сдачи квалификационного экзамены и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации освобождаются лица, имеющие стаж в должности судьи федерального суда не менее 5 лет.