Совместность действий отсутствует, в случаях когда несколько лиц независимо друг от друга причиняют вред одному и тому же объекту уголовно-правовой охраны, если каждый самостоятельно выполняет состав соответствующего преступления (например, несколько человек независимо друг от друга совершают хищение имущества со склада, воспользовавшись свободным доступом в него, и при этом каждый действует сам по себе).
Субъективные признаки соучастия состоят в том, что, во-первых, соучастие возможно только в умышленных преступлениях; во-вторых, все участвующие в совершении преступления должны действовать умышлено. Таким образом, субъективная сторона соучастия в преступлении предполагает только умышленную вину, и, следовательно, невозможно соучастие в неосторожных преступлениях. Объединение физических усилий для достижения желаемого соучастниками преступного результата требует также объединения им волевых устремлений. Этого не может произойти при совершении неосторожного преступления, поскольку тут лицо не просто не желает и не допускает наступления вредных последствий – оно их попросту не предвидит как реально возможные. Это означает, что субъективно соединить свои усилия для достижения единого результата при неосторожном преступлении невозможно. Хотя отнюдь не исключается наступление вредных последствий вследствие неумышленных совместных действий нескольких лиц. Например, двое приятелей, желая пошутить, сбрасывают в реку плохо плавающего человека, и он тонет. Налицо неосторожное причинение смерти, совершенное двумя лицами. Однако эти случаи так называемого неосторожного сопричинения вреда УК не относит к соучастию, поскольку оно не содержит той степени общественной опасности, которая свойственна для умышленных совместных преступных действий. Содеянное каждым из виновных при неосторожном сопричинении вреда квалифицируется отдельно по той статье УК, которая предусматривает ответственность за соответствующее неосторожное преступление (в данном примере – по ч.1 ст.109 УК РФ).
Присоединение действий лица к преступному деянию других лиц может быть совершено только с прямым умыслом, однако по отношению к наступлению вредных последствий совместного преступления возможет как прямой, так и косвенный умысел соучастников[4]. Мотивы и цели совершения преступления у отдельных соучастников могут быть различными (например, один из грабителей действует из корыстных побуждений, а другой – из солидарности с ним).
Умышленная вина при соучастии означает, что исполнитель и другие соучастники взаимно осведомлены о своих совместных действиях, направленных на совершение конкретного преступления, они осознают, что совершают преступление объединенными усилиями, действуют «заведомо сообща». Если наряду с исполнителем в совершении преступления принимает участие кто-либо из соучастников, указанных в ч.1 ст.33 УК (организатор, подстрекатель, пособник), то их сознанием непременно охватывается, что они оказывают содействие исполнителю в достижении преступного результата. Иными словами, каждый из них понимает, какое именно преступление совершается исполнителем. Однако в сложных формах соучастия (например, в организованной группе) лица, участвующие в совершении преступления, лично могут и не знать исполнителя, а только догадываться о нем. Точно также как и исполнитель в этом случае может не быть знаком со всеми соучастниками, но он знает об их существовании.
Таким образом, из определения соучастия в преступлении (ст.32 УК) вытекает, что оно невозможно при наличии так называемой односторонней субъективной связи. В этом случае отсутствует слияние интеллекта и воли нескольких субъектов. Поэтому если некто, в тайне, от другого лица оказывает ему помощь в совершении конкретного преступления, оно не может считаться совершенным в соучастии. В этом случае отсутствует совместность действий нескольких лиц, которая означает их объединение не только причинной связью (объективно), но и единым умыслом (субъективно).
Другими словами, соучастием могут признаваться только согласованные действия двух или более лиц, поскольку именно согласованность является субъективным выражением совместности этих действий. Поэтому использование одним лицом другого для совершения преступления, о чем используемый не догадывается, является посредственным (опосредованным) исполнением, за которое ответственности подлежит только посредственный исполнитель без связи с институтом соучастия.
Сговор на совершение преступления по УК не является обязательным признаком соучастия. Хотя его наличие, безусловно, означает, что между соучастниками имеется двусторонняя объективная связь: все они осведомлены друг о друге и о выполняемой каждым из них роли. Вместе с тем двусторонняя объективная связь существует и при отсутствии предварительного сговора. Совершение преступления группой лиц без предварительного сговора реже, чем другие формы совместного совершения преступления, признаются квалифицирующим обстоятельством в статьях Особенной части УК.
Глава 2. Виды соучастников в преступлении
Статья 33 УК содержит исчерпывающий перечень видов соучастников преступления. В зависимости от характера действий каждого лица, совместно участвующего в совершении преступления, выделяются исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник. Если лицо участвовало в совершении преступления одновременно в нескольких разных ролях (например, организатора и исполнителя, подстрекателя и пособника), то каждая из них должна найти закрепление в материалах уголовного дела.
Исполнитель преступления согласно ч.2 ст.33 УК – это лицо, которое:
а) непосредственно совершило преступление;
б) непосредственно участвовало в его совершении совместно в другими лицами (соисполнителями);
в) совершило преступление посредством использования других лиц, которые не полежат уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других предусмотренных законом обстоятельств.
Исполнитель лично выполняет все действия, предусмотренные в статье Особенной части УК, или совершает только часть действий, охватываемых объективной стороной состава конкретного преступления. Иными словами, именно исполнитель совершает оконченное преступление или покушение на преступление (ст.30 УК).
Если исполнителей несколько, то они именуются соисполнителями. Каждый из них может принять участие в совместном совершении преступления, полностью осуществив посягательство (например, путем высказывания угроз потерпевшему с целью завладения его имуществом при вымогательстве; путем применения насилия к потерпевшему при хулиганстве). Однако соисполнитель может выполнить только часть действий, предусмотренных объективной стороной преступления. Так, соисполнителем является тот, кто, действуя с умыслом на причинение вреда, в момент посягательства оказывает непосредственную помощь другому лицу в успешном доведении преступления до конца. В этом случае соисполнители в сугубо техническом смысле распределяют между собой роли, облегчая совершение преступного посягательства.
К примеру, лицо, которое лично не совершило насильственного полового сношения, но путем применения насилия к потерпевшей содействовало другим в ее изнасиловании, признается соисполнителем группового изнасилования[5]. Соисполнителями лица, непосредственно совершившего изъятие чужого имущества путем кражи, грабежа или разбоя, являются лица, которые в соответствии с распределением ролей совершали согласованные действия, направленные на оказание непосредственного содействия исполнителю в совершении преступления (например, согласно договоренности с другими соучастниками осуществляли взлом дверей, запоров, решеток, вывозили похищенное, подстраховывали соучастников от возможного обнаружения совершаемого преступления либо совершали иные действия, связанные с проникновением другого лица в жилище либо изъятием имущества оттуда)[6]. Вместе с тем если непосредственного участия в совершении преступления организатор не принимал, то соисполнительство отсутствует[7].
Исполнителем является также лицо, использовавшее для непосредственного совершения преступления других лиц, которые не подлежат уголовной ответственности в силу малолетнего возраста, невменяемости, а также действующих неосторожно или невиновно (например, использование обманутого знакомого для незаконной перевозки наркотических средств, переданных ему под видом обычных лекарств). Это так называемое посредственное исполнение.
Организатор – наиболее опасный из соучастников преступления, несмотря на то что он чаще всего не принимает непосредственного участия в его совершении. Основная функция организатора – упорядочить совершение преступления, подготовить условия для успешного его осуществления, а также для последующего сокрытия следов и обеспечения безнаказанности непосредственных исполнителей. В этих целях нередко происходит вовлечение в преступную деятельность сотрудников правоохранительных органов или прямой подкуп представителей власти.
Чаще всего организатор является вдохновителем совершения наиболее тяжких преступлений, требующих особой подготовки, специальных способов, орудий и средств совершения посягательства. Однако организаторская деятельность возможна и в менее опасных преступных деяниях, когда один из исполнителей берет на себя руководство другими соучастниками уже в процессе совершения преступления.
Согласно ч.3 ст.33 УК организатором признается лицо:
а) организовавшее совершение преступления;
б) руководящее его совершением;
в) создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию);
г) руководившее этими преступными объединениями.