От бандитизма анализируемое преступление отличается отсутствием в сообществе цели совершения нападений на организации или граждан, а следовательно и ограниченным контингентом преступлений, ради совершения которых создается сообщество.[8]
Как еще один признак, исходя из судебной практики, можно выделить то, что преступная организация часто бывает вооружена, но употребление оружия не связано с нападением, что присуще бандитизму. Оно, как правило, предназначено для охраны, защиты от нападения других преступных группировок, но отнюдь не для агрессивных действий. Об этом говорит и Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)». В частности, пункт 13 Постановления Пленума гласит: «В случае объединения уже существующих преступных групп в преступное сообщество (преступную организацию) суду надлежит устанавливать конкретные данные, свидетельствующие о направленности умысла входящих в них лиц на совершение этими группами совместных действий, их координации. Для квалификации таких действий по части 1 статьи 210 УК РФ не имеет значения, предусматривалось ли совершение одного или нескольких тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
Если участники преступного сообщества (преступной организации) либо объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп незаконно владеют огнестрельным или холодным оружием не в целях совершения вооруженных нападений (например, для охраны руководителей преступных группировок), их действия в этой части надлежит квалифицировать по статье 222 УК РФ как незаконное хранение или ношение огнестрельного оружия и по части 2 статьи 210 УК РФ за участие в преступном сообществе».[9]
Однако, если преступная группировка занимается не только, например, торговлей наркотиками, но и бандитизмом, то налицо совокупность двух преступлений, предусмотренных статьями 209 и 210 УК РФ.
2 Признаки организации преступного сообщества. Их особенности
2.1 Объективные и субъективные признаки организации преступного сообщества
Состав преступления – это совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние, как преступление. Всего в составе преступления выделяют четыре элемента: 1) объект 2) объективная сторона 3) субъект 4) субъективная сторона.[10]
Родовым объектом преступления, предусмотренного статьёй 210 УК РФ, а так же всех остальных преступлений, предусмотренных разделом IX УК РФ, являются общественные отношения, направленные на обеспечение общественной безопасности и общественного правопорядка. Видовым объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность.
Объективная сторона преступления, предусмотренного часть 1 статьи 210 выражается в нескольких альтернативных формах: 1) создание преступного сообщества (преступной организации) 2) руководство таким сообществом (преступной организацией) либо входящими в него структурными подразделениями 3) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп 4) координация преступных действий преступного сообщества 5) создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами 6) разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами 7) раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между такими группами 8) участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Рассмотрим первую форму объективной стороны – создание преступного сообщества. Создание преступного сообщества выражается в совершении различных действий, результатом которых стала организация преступного сообщества (преступной организации): определение целей деятельности и принципов формирования сообщества, разработка планов, подбор сообщников и распределение между ними обязанностей, назначение руководителей структурных подразделений, обеспечение деятельности формирования оружием, транспортными и иными необходимыми средствами, в том числе финансовыми и т.д.[11]
Вторая форма, то есть руководство преступным сообществом (преступной организацией) либо входящими в него структурными подразделениями выражается, что можно понять исходя из логики закона, в совершении действий по определению тактики деятельности уже созданного формирования: разработка текущих и перспективных планах деятельности сообщества, определение объектов воздействия, дача распоряжений по текущим вопросам обеспечения деятельности сообщества, в том числе финансовым, кадровым, установление контактов с коррумпированными представителями органов власти и управления и т.п.
Сам законодатель не дает определения понятию «руководство», однако этот термин толкует Верховный Суд РФ. «Под руководством преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него структурными подразделениями следует понимать осуществление организационных и управленческих функций в отношении преступного сообщества и его структурных подразделений как при совершении конкретных преступлений, так и в целом при обеспечении функционирования преступного сообщества. Такое руководство может выражаться, в частности, в формировании целей, разработке общих планов деятельности преступного сообщества (преступной организации), в подготовке к совершению конкретных тяжких и (или) особо тяжких преступлений, а также в иных организационно-распорядительных действиях, направленных на достижение целей, поставленных перед преступным сообществом и входящими в его структуру подразделениями при их создании (например, распределение ролей между членами сообщества, организация материально-технического обеспечения, принятие мер безопасности, конспирации, распределение средств, полученных от преступной деятельности).»[12]
Третьей возможной формой объективной стороны является создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп. «Под объединением организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп (часть 1 статьи 210 УК РФ)[13] следует понимать группу, созданную в целях координации преступных действий различных самостоятельно действующих организованных групп, разработки совместных планов для совершения тяжких и (или) особо тяжких преступлений, распределения сфер преступной деятельности между группировками, создания устойчивых связей с руководителями или иными представителями других организованных преступных групп и т.п.»
Особенностью данной формы является то обстоятельство, что объединение создается для, помимо указанной выше координации действий различных разрозненно действующих организованных групп в едином направлении, таких целей, как объединение человеческих и материальных ресурсов для их наиболее эффективного использования и получения максимальной выгоды, а так же для выработки эффективных мер противодействия усилиям правоохранительных органов либо для разрешения спорных вопросов и раздела сфер влияния.
В состав объединения могут входить как организаторы, руководители, так и иные представители организованных групп (неформальные лидеры, преступные авторитеты и т.п.). Объединение может быть как постоянно действующее, так и действующее эпизодически, работающее по типу воровской сходки. Касательно остальных форм объективной стороны трудно дать какую либо характеристику, так как законодательство о преступном сообществе изменилось недавно и судебная система не наработала достаточного количества судебной практики, посредством которой можно истолковать букву закона без ошибок. Однако, исходя из Постановления Пленума ВС РФ «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)» не трудно заметить, что законодатель позаимствовал из постановления функции, присущие нерядовым членам сообщества, и поместил их в текст части 1 статьи 210 УК РФ. Подобным образом сформулирована объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 210 УК РФ, которую образует одно из указанных в тексте статьи деяний, а именно: 1) участие в преступном сообществе (преступной организации).[14] «Под участием в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп (часть 2 статьи 210 УК РФ) следует понимать принятие на себя обязательств по выполнению поставленных перед преступным сообществом задач по совершению тяжких или особо тяжких преступлений, а также непосредственное участие в решении указанных задач либо выполнение функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, поддержание организационного единства преступной организации, снабжение информацией, ведение документации и т.п.)»[15].