Смекни!
smekni.com

Учредительный договор простого товарищества (стр. 2 из 3)

В качестве особой разновидности простого товарищества ГК выделяет негласное товарищество, т. е. такое товарищество, существова­ние которого не раскрывается для третьих лиц (ст. 1054 ГК РФ). Негласное товарищество может быть как коммерческим, так и некоммерческим. Особенности правового регулирования договора негласного товарище­ства заключаются в том, что ведение общих дел товарищей осуществляется каждым из них в отдельности, формально самостоятельно. Соответственно каждый из товарищей самостоятельно несет ответственность по заключенным им сделкам с третьими лицами. В то же время в отношениях между самими товарищами действует правило о том, что обязательства, принятые ими на себя в процессе ведения совместной деятельности, являются общими. Во всем остальном этот вид договора простого товарищества подчиняется общим нормам ГК о простом товариществе.

Кредиторы, совершившие сделку с одним из участников негласного товари­щества, не вправе предъявлять каких-либо требований к другим участникам догово­радаже узнав о существовании негласного товарищества. В данном случае закон исходит из принципа, согласно которому негласное товарищество для всех третьих лиц не существует. Поэтому даже в отношении участников негласного коммерческого товарищества вопрос об их солидарной ответственности перед третьими лицами возникать не должен. Разумеется, негласные товарищества не могут создаваться с целью ограничения конкуренции, злоупотребления доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ) либо реализации иных попыток обхода антимонопольного законодательства (ст. 168, 169 ГК РФ).

Основными обязанностями участника до­говора простого товарищества являются:

1) Внесение вклада в общее дело, Вкладом товарища может быть все то, что он вносит в общее дело: деньги, вещи, имущественные и неимущественные права и т.д. Вклады товарищей подлежат денежной оценке по взаимному со­глашению сторон.

2) Ведение совместно с другими участниками предусмотренной договором деятельности. Само по себе соединение вкладов товарищей еще не гарантирует достижения поставленных договором целей, создавая лишь необходи­мые для этого материальные предпосылки. Содержание обязанности товарища действовать совместно с другими для достижения общей цели обусловлено, разумеется, как характером этой цели, так и конкретным распределением ролей между товарищами.

В том случае, когда лицо участвует в простом товариществе лишь своей деятельностью (трудовое участие), она выступает и в качестве вклада (в той мере, в какой она необходима для создания материальной базы совместной деятельности) и как собственно участие в совместной деятельности.

Основными правами участника простого товари­щества являются:

1) Права на участие в управлении и ведении общих дел товарищества. Управление общими делами осуществляется всеми товарищами сообща, если иное не предусмотрено договором. Ведение общих дел товарищей может осуществляться каждым из них. Договором может быть также предусмотрено, что ведение общих дел возлагается на одного или нескольких товарищей. В этих случаях полномочия на ведение общих дел удостоверяются специальной доверенностью, подписанной всеми остальными това­рищами, либо самим письменным договором простого товарищества. Полномочия участника на ведение общих дел товарищей могут быть ограничены (либо вовсе отсутствовать) договором простого товарище­ства или доверенностью. Однако оспорить сделку, совершенную таким неуполномоченным товарищем, можно, лишь доказав, что контрагент по сделке знал или должен был знать об ограничении или отсутствии полномочий (п. 3 ст. 1044 ГК РФ).

2) Право товарища на информацию, закрепленное ст. 1045 ГК, озна­чает возможность знакомиться со всей документацией по ведению дел товарищества. Право на информацию имеет не только самостоятельную ценность, но также служит важной гарантией осуществления всех других прав, вытекающих из договора простого товарищества. Поэтому любые ог­раничения или отказ от права на информацию, даже по соглашению самих товарищей, ничтожны.

3) Права, возникающие в отношении общего имущества, в том числе на получение доли прибыли.

Общее имущество товарищей включает:

а) имуще­ство, принадлежащее товарищам на праве общей долевой собственно­сти, и

б) внесенное в виде вклада имущество, которое принадлежит на праве собственности одному из товарищей (или иному лицу) и исполь­зуется в общих интересах всех товарищей.

Участ­ники товарищества вправе требовать, чтобы лицо, внесшее имущество в общее дело, использовало его в общих целях. Пользование общим имуществом, а также владение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по об­щему согласию товарищей, а при не достижении согласия — согласно решению суда.

Закон никак не ограничивает право товарищей самостоятельно распоряжаться принадлежащими им долями общей собственности. Эти доли можно полностью или частично продать, подарить, завещать, распорядиться ими иным образом (ст. 246 ГК) с соблюдением при этом правил преимущественного права покупки. Согласно этим правилам, участник, намеревающийся продать свою долю, обязан известить об этом других участников общей долевой собственности. И только если они откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в установленный законом срок (для недвижимого имущества месяц, для движимого - 10 дней), он вправе продать свою долю любому лицу (ст. 250 ГК РФ).

В свою очередь, соблюдение преимущественного права покупки касается только возмездного отчуждения доли. Следовательно, если распоряжение долей не связано с ее возмездным отчуждением (например, дарение), то такая операция не требует ни согласия, ни соблюдения преимущественного права покупки.

Особенность распоряжения одним из товарищей своей долей в их общем имуществе заключается в том, что доходы от распоряжения этой долей (например, от сдачи ее в аренду) могут считаться доходами этого товарища и не подлежать распределению среди других товарищей только в том случае, если этот товарищ осуществлял деятельность, отличную от той, ради которой был заключен договор о совместной деятельности. Совсем иначе долевые отношения товарищей регулируются в случае участия в совместной деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и (или) некоммерческих организаций. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку эта деятельность соответствует целям, ради которых они созданы, и служит их достижению (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Участвовать же в договорах простого товарищества, заключенных для осуществления предпринимательской деятельности, они не могут.

Очевидно, что если целью договора простого товарищества является осуществление не предпринимательской, а иной деятельности, такое ограничение само собой отпадает. Однако это не мешает другим товарищам - коммерческим организациям и (или) индивидуальным предпринимателям распоряжаться по своему усмотрению своей долей в общем имуществе товарищей, в том числе и в предпринимательских целях.

В особой договорной оговорке нуждаются случаи такого распоряжения долей, которое влечет ее отчуждение другому лицу или выдел ее из общего имущества товарищей. Из содержания ст.1050 ГК РФ следует, что договор простого товарищества прекращается вследствие выбытия одного из товарищей, если договором простого товарищества или последующим соглашением не предусмотрено сохранение прежних отношений между остальными товарищами. И так как общая долевая собственность в простом товариществе основана на договоре, то в случае прекращения действия этого договора имущество, находящееся в общей собственности, подлежит разделу.

Таким образом, доверительный характер отношений между товарищами создает определенную специфику в распоряжении долями общего имущества, если это распоряжение влечет выдел доли либо ее отчуждение другому лицу.

Срок договора простого товарищества, как правило, обусловлен его целью, достижение которой прекращает действие договора. Независимо от этого стороны могут указать в договоре особый срок его действия, истечение которого прекратит соответствующие обязательства. При отсутствии указаний на срок или способ его определения в договоре простого товарищества он будет считаться заключенным на неопределенный срок. Кроме того, выход из товарищества одного из участников прекращает его действие в отношениях между ним и остальными товарищами (которые вправе сохранить действие данного договора для себя). Такой досрочный выход допускается при наличии уважительных причин с возмещением оставшимся товарищам реального ущерба (но не упущенной выгоды), причиненного таким выходом (ст. 1052 ГК РФ).

Бессрочный товарищеский договор прекращается при выходе из него одного из участников, если только оставшиеся товарищи специальным соглашением не пожелают сохранить его. При этом заявление участника о выходе из бессрочного договора должно последовать не менее чем за три месяца до предполагаемого выхода (ч. 1 ст. 1051 ГК РФ).

Поскольку отношения простого товарищества связаны с долевой и даже с солидарной ответственностью его участников по общим долгам, невозможность несения хотя бы одним из них имущественной ответственности также прекращает его. Поэтому данный договор утрачивает силу при банкротстве одного из участников.

Необходимость личного участия в делах товарищества по общему правилу влечет прекращение действия товарищеского договора в случае объявления гражданина-участника недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также его смерти или ликвидации либо реорганизации участвующего в товариществе юридического лица. Оставшиеся участники могут договориться о сохранении действия договора между остальными товарищами либо замещении прекратившего существование товарища его наследниками или правопреемниками.