Восставшие хариджиты требовали социального равенства, выборности халифа, которым, по их мнению, мог быть любой достойный мусульманин, даже раб-негр. Халиф, по учению хариджитов, должен был защищать интересы всей мусульманской общины, за которой сохранялось право его перевыбора. Али обрушился на хариджитов и разгромил их лагерь. В 661 г. он был убит одним из хариджитов в мечети в Куфе. Верхушка мусульманства провозгласила халифом Муавийю, положив начало династии Омейядов. Данная династия, тяготевшая к богатой Сирии, переселили туда много арабских племен и перенесли столицу из Медины в Дамаск. Укрепление могущества Омейядов проходило в ходе упорных и кровопролитных внутренних войн. Переход власти к Омейядам, правившим почти сто лет (661—750 гг.), означал победу знати над низами мусульманства, окончательный разрыв с иллюзорным «братством» мусульманской общины и ознаменовался безмерным обогащением верхушки халифата[5].
При Омейядах халифат превратился в огромную империю, в которой совершался быстрый процесс арабизации завоеванных территорий. Быстрое обогащение аристократии, военачальников, наместников, усиление эксплуатации покоренных народов, а также рядовых арабов вызвали многочисленные восстания и гражданские войны. В 684 г. грандиозное восстание хариджитов охватило огромную территорию и длилось 13 лет.
Террор Хаджжаджа в Ираке позволил Омейядам централизовать власть и управление и осуществить новые завоевания. Однако, несмотря на жесточайшие репрессии, господство Омейядов, опиравшихся на узкую социальную базу, становилось все менее прочным. Обнищание народа вызывало новые волны восстаний. В первой четверти VIII в. в среде арабской аристократии сложилась оппозиционная группировка Аббасидов — потомков дяди Мухаммеда — Аббаса, которые использовали народное недовольство Омейядами, привлекали на свою сторону крестьян и землевладельцев. Окончательный удар Омейядам нанесло народное восстание под руководством Жабу Муслима в Мерве и Северном Иране.
В 750 г. Омейяды потерпели сокрушительное поражение. Халифат возглавила династия Аббасидов. Народные низы ничего не получили от перемены династий. Использовав народную войну для захвата власти, Аббасиды и не думали выполнять своих демагогических обещаний. Выиграла лишь иранская землевладельческая знать, к которой перешли ключевые позиции в государстве. Столица из Дамаска была перенесена во враждебный Омейядам Ирак, сначала в город Анбар, а затем в построенный по приказу халифа Мансура новый город Багдад на реке Тигре. Поэтому халифат Аббасидов именуется иногда Багдадским халифатом.
Таким образом, характерной чертой складывания государства у арабов в VIIв. была религиозная окраска этого процесса, тесная связь между образованием государственности и возникновением новой религии – ислама.
Дальнейшее развитие Арабского халифата сопровождалось многочисленными восстаниями и гражданскими войнами, что обуславливалось противоречивостью религиозных норм.
§ 2. Общественный строй
Созданное путем завоеваний огромное государство было весьма пестрым как по этническому, так и по социальному составу и экономическим укладам.
Значительное влияние на общественный строй, особенно в раннем периоде, оказывала религиозно-правовая догматика ислама.
Юридическое положение лица в халифате определялось его вероисповеданием.[6]Коран делил всех людей на правоверных (муслимов), людей писания и гяуров (неверных).[7]От принадлежности к той или иной группе во многом зависело социальное положение лица, «правоверный» считался находящимся в общине равных. Формирующийся принцип династичности быстро выделил среди «правоверных» привилегированные группы и семьи, из среды которых назначались чиновники, правители-эмиры. Первое время все мусульмане, как «старые», так и вновь обращенные, освобождались от всех налогов, за исключением легкого «закята». Но уже в правление второго халифа — Омара новообращенные должны были платить харадж — тяжелый поземельный налог. Торговые пошлины с мусульман брались в размере 1/40 части стоимости товара. Иноверцы должны были платить более высокую пошлину. Мусульмане-воины имели право на установленную законом долю добычи. При Мухаммеде были составлены списки мусульман, по которым отдельные семьи, роды и племена получали долю доходов с завоеванных земель. Размер доли определялся древностью рода.[8] Харадж и джизья (подушный налог) также считались «добычей» всей мусульманской общины и должны были делиться между всеми «правоверными» (фактически они оседали у верхушки арабов, чиновничества, военачальников). «Правоверные» пользовались привилегиями в области уголовного права (повышенной защитой жизни и здоровья).Покоренное население, не принявшее ислам, делилось на две группы. Сдавшиеся без сопротивления, по договору, являлись зиммиями (людьми зиммы) — лично свободными, но политически неполноправными. Их земли переходили в общую собственность завоевателей-муслимов, т. е. в государственную собственность, а прежние собственники становились арендаторами, обязанными теперь платить два налога: джизью и харадж. В уголовном праве жизнь и здоровье зиммиев расценивались ниже, чем жизнь и здоровье мусульманина. Люди зиммы носили на одежде отличительный знак — гияр. Сопротивлявшихся арабы обращали в рабство.
Господствующий класс феодалов не имел четкой иерархической структуры. Его верхушку составила мусульманскую знать – потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников. Верхам «правоверных» - двору пророка и халифа, наместникам и военачальникам доставалась львиная доля добычи. Это вызывало недовольство со стороны простых воинов. Рушились архаичные представления о равенстве родовой общины и «братстве» всех мусульман. В состав господствующего класса входила также и верхушка покоренных народов: египетские князья, принявшие мусульманство, родовая знать берберских племен в Африке, сирийская знать, иранские землевладельцы — дехкане. Они получали с трудящегося населения своих поместий и деревень ренту и взимали государственные налоги; кроме того, они выполняли некоторые административные и судебные функции.[9] Господствующее положение феодалов закреплялось передачей должностей по наследству.
Мухаджиры, ансары и их потомки, халифы, наместники, полководцы, чиновники быстро обогащались, обзаводились дворцами, садами, множеством рабов, слуг. Условием их экономического господства было господство административно-политическое. Причиной этого явилось преобладание государственной собственности на землю. Непосредственные держатели-крестьяне считались наследственными арендаторами. Они платили государству подати, которые присваивались господствующим классом через казну.
Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. Коренные арабы поселялись на новых землях обособленными военными колониями. Они были освобождены от некоторых налогов, пользовались рядом привилегий. Постепенно возрастали налоги, увеличивались различные повинности. В некоторых районах крестьян начали прикреплять к земле с тем, чтобы лишить их возможности уклоняться от налогов и повинностей.[10]Крестьяне платили в казну подати, характер и размер которых зависел от правового режима земель и личности. Крестьяне-мусульмане, если они были собственниками земли (земли мульк), платили 1/10 часть дохода натурой. Со скотоводства, торговли, ремесла взималась 1/40 часть дохода – закят. 1/10 часть доходов они платили до 700 г. и с других категорий земель. Однако, начиная с 700 г., с новообращенных мусульман стали взимать более тяжелую подать — харадж. Крестьяне – немусульмане в любом случае платили харадж и, кроме того, джизью. Они также участвовали в общественных работах на строительстве каналов, дорог, крепостей, дворцов. Подати и повинности с крестьян выколачивались нещадно, с применением пыток, тюремного заключения. При Омейядах и первых Аббасидах крестьянам вешали на шею свинцовые бирки с указанием места жительства, чтобы они не могли убежать, не уплатив податей. Тяжелое положение крестьян неоднократно толкало их на вооруженную борьбу против феодалов.
Важную роль в общественной жизни халифата играла купеческая верхушка городов. В халифате городская жизнь была высоко развита. Многие города являлись многолюдными центрами торговли, ремесла, культуры. Но в отличие от Европы города в халифате не имели самоуправления. Господствующим слоем города были крупные феодалы — потомки арабских завоевателей и иранских дихкан — и тесно связанные с ними богатые купцы. Феодалы передавали свои средства крупным купеческим компаниям, получая прибыль товарами. Вместе с тем в городах отсутствовали развитое ремесленное производство, ориентированное на внутренний рынок, корпоративный строй и самоуправление. Это было обусловлено те, что купечество в халифате не было тесно связанно с ремесленниками, как в европейских государствах. Однако ремесленники были значительной социальной группой в халифате. Высокого развития достигли ткачество, выделка ковров, обработка металлов, ювелирное производство, обработка кож и т. д. Ремесленные изделия изготовлялись отдельными мастерами или в ремесленных мастерских — эргастериях. Многие эргастерии сохранились со времен античности (преимущественно текстильные). В них применялись рабские или полурабские формы эксплуатации. Свободные ремесленники объединялись в цехи, где они подразделялись на мастеров (устад), подмастерьев (халифа) и учеников (шагирд). Цехи возглавлялись старшими. Над цехами довлела деспотическая власть эмиров, султанов, их администрации. Полное подчинение арабского города государственному аппарату являлось следствием сильной центральной власти. В арабских городах не зародилось также и само движение за автономию, подобное «коммунальному движению» на Западе.