Большим влиянием в городах пользовались корпорации богословов и законоведов, объединявшихся вокруг местных школ богословия и права — медресе. Мечети и медресе владели землями, лавками, домами, базарами, получая доходы от обложения налогами крестьян, ремесленников, торговцев. Существовавшие в городах религиозные течения и секты — сунниты, шииты, и т. д. постоянно враждовали между собой; частые вооруженные столкновения между ними причиняли большие бедствия и разрушения.
На самой низкой ступени социальной лестницы находились рабы. По мере вызревания феодализма формирующаяся арабская знать нуждалась во все большем количестве дворни и слуг. Но крестьяне в халифате лично феодалам не принадлежали, из них нельзя было рекрутировать дворню. Для этой цели арабы захватывали значительное число пленников и обращали их в рабство, покупали рабов, вывезенных из Африки. Много рабов покупалось за границей. Рабы в халифате делились на три основные категории:
-челядь, т. е. домашние слуги, евнухи, наложницы, танцовщицы, музыканты;
-гвардейцы и военные слуги (гулямы, мамлюки) из купленных юных рабов; -рабы, используемые в производстве.[11]
Развитие феодальных отношений оказало влияние на правовое положение рабов. Они могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество, хотя и не признавались субъектами права. Отпуск рабов – мусульман на волю рассматривалось как богоугодное дело.
Покоренное население, не принявшее ислам, делилось на две группы.
Итак, в Арабском халифате, как и в других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией сословно-корпоративных групп. С учетом всей его неоднородности общественный строй халифата можно было бы определить как азиатский вариант феодализма, понимая под этим значительное развитие государственной собственности на землю, вследствие чего крестьян эксплуатировало непосредственно государство, распределявшее затем ренту среди военно-бюрократического сословия. Значительное влияние на общественный строй, особенно в раннем периоде, оказывала религиозно-правовая догматика ислама.
§ 3. Государственный строй
В результате завоеваний в VII в. у арабов были уничтожены последние остатки военной демократии и произошло оформление своеобразной раннефеодальной монархии. Ядро государственной системы у арабов возникло как объединение единомышленников в области культа. Признание новой религии автоматически влекло за собой признание безраздельного верховенства Мухаммеда как «пророка». Это абсолютное верховенство и власть носили религиозно-политический характер, так как сама эта религиозная система явилась реакцией на острые социальные противоречия, раздиравшие арабское общество. Понятие власти в халифате рассматривалось в преемстве пророческой миссии и в защите веры и руководстве земными делами. Мухаммед должен был привести арабов не только к истинной вере, но и к «истинному» государству. Исламская церковь и исламское государство нераздельны. «Пророк» — духовный глава (имам) всех мусульман и именно поэтому он наделен и политической властью. Мухаммед с самого начала выступал как глава теократического государства — глава религиозной общины, законодатель, верховный военачальник и судья. В своих пророчествах, «откровениях», распоряжениях он устанавливал правила, нормы права, каноны, которые становились для мусульман священными догмами.
Правления Мухаммеда и халифов сопровождался значительными пережитками родоплеменных порядков. Мухаммед считался с родоплеменной знатью, его всегда окружал совет из ближайших сторонников — мухаджиров. Это Омар, Осман, Абу-Бекр — будущие первые халифы, а после взятия Мекки — и верхушка курейшитов из рода Омейядов. В арабском государстве родоплеменная ячейка сохранялась очень долго, врастая как органический элемент в систему управления. Причина этого — кочевое хозяйство, для которого родоплеменная форма кочевья оказалась наиболее удобной.[12]
Последователи Мухаммеда должны были править в соответствии с канонизированными установлениями основателя ислама. Придерживаясь догматики Корана в вопросах религии, халифы в политической жизни выступали как деспоты, властные над жизнью и смертью подданных.
Первые халифы избирались сподвижниками Мухаммеда (мухаджирами и ансарами) из своей среды. Ни Мухаммед, ни первые халифы не назначали своих преемников — все они избирались верхушкой халифата в условиях интриг и борьбы отдельных семей и родов. Принцип выборности халифа мусульманской общиной не отрицался ни одним течением мусульманства, спор шел лишь о том, кто должен этот выбор осуществлять. Если хариджиты настаивали на избрании халифа всеми мусульманами, то политическая практика шла по пути аристократизма, как у суннитов, так и у шиитов. Однако довольно быстро власть халифа стала наследственной, передаваемой по завещательному распоряжению.
Уже при Османе халифатом фактически правил род Омейядов. Наследственность власти упрочилась при Аббасидах, но она постоянно подрывалась не утихавшей ожесточенной борьбой между различными течениями ислама и родоплеменными группировками. Утверждение на троне часто зависело от происков двора, исхода борьбы между соперниками или капризов личной гвардии халифа.
В 945 г. в Багдаде халифы уступили светскую власть султанам — новой персидской династии Бундов. С этого времени у халифов остаются лишь духовная власть и религиозный авторитет.
Юридически власть халифа признавалась неограниченной. Фактически он вынужден был в своей политике считаться с интересами феодальной верхушки и мусульманского духовенства.
Верховное управление в раннем халифате было сосредоточено в руках халифа и его наместников. При Аббасидах появилась должность визиря-главного помощника и советника халифа. По мусульманскому праву они могли быть двух родов: с широкой или ограниченной властью, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник телохранителей халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами. Должность визиря чаще всего передавалась по наследству в одной семье. Ему подчинялись весь административно-финансовый аппарат, войско и ведомство государственного контроля — альбарид. Визирь был хранителем халифской печати и мог ставить ее на документах без предварительного разрешения халифа. Ему были подчинены многочисленные ведомства — диваны, оформившиеся еще при Омейядах. Последние являлись центральными органами государственного управления. Каждая область (эмират) имела в Багдаде свое территориальное ведомство (диван), состоявшее из основного отдела (асл), ведавшего сбором налогов, и ведомства финансов (зимам). Постепенно из территориальных ведомств сохранился лишь диван поделам Вавилонии, которым управлял сам визирь. Существовало много отраслевых диванов. Важное место в администрации принадлежало ведомству контроля и сыска — бариду. Ему подчинялось множество почтовых станций, разбросанных по огромной территории халифата. Служащие их были обязаны собирать сведения о настроении населения, урожае, деятельности местной администрации, количестве вычеканенной золотой и серебряной монеты. Все эти сведения поступали к сахиб аль-бариду. Он получал также известия от подчиненных ему шпионов-осведомителей, действовавших как в халифате, так и за его пределами. Сахиб аль-барид ежедневно докладывал визирю о состоянии дел в халифате и, кроме того, имел доступ непосредственно к халифу.
Система местных органов государственного управления на протяжении VII- VIIΙ вв. претерпела значительные изменения. По мере упрочнения власти правителей халифата произошло упорядочивание местной администрации по персидскому образцу. Халифат делился на наместничества — эмираты. Основными являлись Испания, Северная Африка, Египет, Сирия, Иран (здесь было несколько наместников), область Маверанахра (Средняя Азия), Северная Индия. Наместничество очень скоро стало передаваться по наследству. Уже при Омейядах наместники были почти неограниченными властелинами. Их связи с халифом часто ограничивались уплатой налога в его казну. Нередко эмиры заранее, в порядке откупа, вносили подати в казну халифа, а затем нещадно выколачивали их с населения уже для себя. Военачальники и наместники были совершенно бесконтрольны. Они присылали в Дамаск 1/5 часть добычи и доходов, а остальное присваивали себе. Наместники - эмиры в своих эмиратах были такими же деспотами, окруженными пышным двором, как и халиф в Багдаде. Эмираты в свою очередь делились на области, которыми правили назначенные эмирами хакимы.
При Аббасидах иранская система управления была свойственна большинству городов халифата. Городом управлял раис (градоначальник). Городской суд возглавлял кадий (казий), он же являлся главой местного духовенства. Мухтасиб наблюдал за рынками, соблюдением догматов ислама в быту, вообще за нравственностью. Асас возглавлял ночную стражу, сахиб аш-шурта — начальник полиции — имел также некоторые судебные полномочия. Если город был резиденцией правителя области — наиба, хакима или наместника халифа — эмира, то непосредственное управление городом осуществлялось им. Важное значение имели налоговые чиновники. Непременной принадлежностью города были тюрьма — зиндан с ее администрацией, главный палач с помощниками, шпионы полиции. Помимо администрации в городах большим влиянием пользовались духовенство — имамы мечетей, медресе, вожди племен и родов — шейхи, сеиды. В халифате сложилось многочисленное сословие чиновничества. Первые «праведные» халифы пытались ограничить их произвол и лихоимство. Халиф Омар приказывал переписывать имущество наместников при их назначении, и если у них впоследствии накапливались богатства сверх этого, они отбирались халифом. Для чиновников были установлены правила: никогда не ездить верхом на лошади, не носить одежды из дорогой ткани, никогда не есть лакомств. [13]Должности чиновников в халифате покупались. Процветали казнокрадство, вымогательство, взятки. Среди населения чиновники имели дурную репутацию. Честные чиновники представляли собой столь редкое явление, что о них хронисты специально упоминали как о диковинке.