Смекни!
smekni.com

Масульманское право (стр. 7 из 8)

Под разбоем в мусульманском праве понимается нападение на путников купцов караваны в дороге, в пути, в неких безлюдных местах с целью завладения их имуществом. Наказание устанавливается в зависимости от наступивших последствий. Это может быть отсечение руки и ноги, смертная казнь с последующим распятием тела, тюремное заключение, изгнание.

Кража в мусульманском праве - это тайное завладение чужим имуществом , стоимость которого превышает или равна определенному минимуму. В Коране установлена ответственность в виде отсечения конечностей. Практика детализировала это следующим образом: за совершение кражи в первый раз полагается отсечение правой руки, во второй раз – левой ноги. А за совершение указанного преступления в третий раз – различные виды наказания: тюремное заключение или отсечение оставшихся конечностей.[35]

Резко отрицательное отношение ислама было к употреблению спиртных напитков. Это объясняется тем, что такое действие посягает на интеллект. Последний в мусульманском праве представлял собой одну из защищаемых ценностей. Наказанием за употребление спиртных напитков является бичевание восьмьюдесятью ударами.

Прелюбодеяние – внебрачные половые отношения, является наиболее опасным преступлением. Это обусловлено тем, что оно посягает на продолжение рода, угрожая одновременно устоям морали и интересам семьи. Наказание назначается в зависимости от семейного положения. Так, если лицо, совершившее прелюбодеяние, состоит в браке, то оно забивается камнями на смерть, а если не состоит, то подвергается бичеванию ста ударами. За ложное обвинение в прелюбодеянии также устанавливалась ответственность. Данное преступление наказывалось бичеванием восьмьюдесятью ударами.

Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Преступления, относящиеся к данной группе, также влекли фиксированное наказание (кисас, кавад или дийа). Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Основными преступлениями категории кисас считаются убийство и телесные повреждения не обратимого характера.[36]

Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате уже предусматривалась возможность и замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления данной группы, в частности за телесные повреждения ответственность также возникала по принципу талиона, т. е. возмездие. Этот принцип отчетливо закреплялся в Коране.

Наконец, третью группу преступлений составляли все иные правонарушения, которые наказываются жестко установленной санкцией – тазир. Данные действия не рассматривались как наказуемые в период становления халифата, а поэтому не упоминались в основных источниках шариата. С развитием классовых отношений и стремлением феодальной верхушки укрепить сложившиеся общественный порядок начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята (налога в пользу бедных), несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничество, растрата государственных средств, азартные игры. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Кроме этого следует отметить, что в качестве меры исправительного наказания и предупреждения, тазир мог быть применен также в случае прощения лица, совершившего преступление – кисас.[37]

Наказания по мусульманскому праву ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тысячи динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для феодализма жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обычно приводилась в исполнение публично, а затем тело казненного вывешивалось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались так же членовредительские и телесные наказания – отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями.[38] Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось и пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении и в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы) и позорящие наказания – бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и другие, а также ссылку и высылку.

Следует отметить, что арабы восприняли византийскую судебную организацию. В начальный период судебной властью обладал правитель области. Од­нако помогавшие ему в отправлении суда кадии постепенно стали самостоятельными судьями. Вначале кадиями называли также и судей - немусульман, впоследствии функции кадия сохранялись только для мусульман. Правомочия кади были весьма обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, заведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям).[39] При вынесении решения кади руководствовались, прежде всего, Кораном и дополнениями к нему (Сунной) и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения и приговоры кади, как правило, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф и его уполномоченные изменяли решения кади. Кадий следил за соблюдением религиозных обрядов и обладал большим политическим влиянием в своей окру­ге. Он мог пользоваться консультациями совета кади, состоявшего из ученых знатоков права – улемов, однако эти консультации не имели обязательной силы. В суде присутствовали два официаль­ных понятых — адула, судебные приставы — осуны, а также за­щитник — укил. Должность кадия, как правило, передавалась по наследству. На местах учреждались должности мухтасибов — цен­зоров по вопросам религии и нравов, они же были судьями по делам о мошенничестве в торговле. Верховным судьей считался глава государства – халиф, судебную власть осуществляла и коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами. Однако они рассматривали споры между мусульманами. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.

Дело, как правило, возбуждалось потерпевшим или его родственниками, а по некоторым категориям дел (прелюбодеяние, преступления против религии) – любым правоверным мусульманином. Судебное разбирательство готовил судебный писарь, собиравший исковые заявления – записки, при помощи которых стороны обращались в суд, изложив суть спора. Слушанье дела начиналось с того, что судья предлагал истцу изложить свою претензию, а затем обращался к ответчику с требованием признать обоснованность иска. Если последний отказывался признавать ответственность, то истец предоставлял доказательства своего права. Когда истцу не удавалось доказать свою претензию, а ответчик приносил клятву в том, что он не виновен, иск отвергался. Кроме признания и клятвы ответчика, основанием для постановления кади могли служить письменные документы. Однако роль основного доказательства отводилась показаниям свидетелей – очевидцев. Достаточным было, как правило, показания двух свидетелей, из числа «почетных» мусульман.[40] По некоторым делам, при отсутствии иных доказательств допускалось приведение обвиняемого к присяге. Отказ от присяги расценивался как признание. Шариат отвергал доказательства, основанные на вероятности. Причем мусульманское право отдает предпочтение показаниям мужчин. Решение, принятое по делу немедленно приводилось в исполнение. Судье не часто приходилось прибегать для этого к принудительным мерам. Поскольку виновная сторона добровольно подчинялась решению кади.

При Аббасидах была учреждена уголовная полиция – шутра, начальник которой вел розыск и расследование по делам об убийстве, сам рассматривал эти дела и применял установленные наказания, соединяя судебные и полицейские функции.[41]

Таким образом, нормы уголовного права также носили религиозный характер. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники.

В уголовном законодательстве мусульман отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, хотя в ряде случаев принимались во внимание такие факторы. Как незнание законов, раскаяние, рецидив. Ислам наложил отпечаток и на судебный процесс. При этом принципиального отделения судебной власти от исполнительной не было, как и не было определено точных правовых основ взаимоотношений кади с исполнительным аппаратом.