Стремление некоторых высокопоставленных образованных людей Османской империи применить европейские светские правовые нормы (которые отражали прежде всего интересы буржуазного общества) к условиям феодального строя мусульманского Востока, не имело успеха[4].
Длительному сохранению шариата как единственного законодательного регулятора жизни мусульманской общины способствовал ряд причин. Мы остановимся здесь лишь на некоторых из них.
Прежде всего, социально-экономические условия в странах Востока, где в течение многих веков господствовал ислам, существенно отличались от западных. Феодальный строй, господство которого в конечном счете освятил ислам, в силу различных исторических причин сохранился на Востоке значительно дольше, чем на Западе. В течение более чем тысячи лет в странах мусульманского региона преобладала, по существу, одна феодальная формация.
Вопрос о том, какие социально-экономические отношения господствовали в Аравии в период становления ислама, до сих пор остается спорным (как в советском, так и в зарубежном востоковедении). В нашей исторической литературе относительно происхождения ислама существует несколько теорий: торгово-капиталистическая, феодальная, рабовладельческая, кочевническая, земледельческая.
Я присоединяюсь к той точки зрения, что в период возникновения ислама общинный строй в Аравии переживал свой распад, а рабовладельческая формация еще не стала господствующей, тогда как в Египте, Сирии, Месопотамии, Иране в период завоевания их арабами и распространения здесь ислама уже существовал развитый феодальный строй. Формирование ислама в качестве законченной системы, регулирующей социально-экономические, общественно-политические, правовые и морально-этические нормы, происходило в условиях господства феодальных отношений и непосредственно отразило это господство, что не исключало, однако, длительного сохранения в рамках феодального строя рабовладельческого уклада и пережитков общинно-племенных отношений. Все это нашло свое отражение в шариате.
Немаловажную роль в закреплении за шариатом функции единственного законодательства сыграл тот факт, что длительный период мечеть служила местом решения как религиозных, так и светских дел, в том числе и судебных. В средневековом мусульманском мире законоведами признавались только известные богословы. Как справедливо отмечают советские исламоведы, «ислам нигде не имеет четкого разделения светских и духовных функций» и повсюду способствует сохранению неразделимости духовной и светской власти, религии и государства[5].
В соответствии с нормами ислама власть, не санкционированная шариатом, приравнивается акту отрицания таухида (единобожия) и объявляется вне закона. Небезынтересно в этой связи отметить тот факт, что Королевство Саудовская Аравия - духовный центр мусульманства, страна, где нормы шариат и в настоящее время лежат в основе государственного законодательства, - не подписало Декларацию прав человека, поскольку эта декларация носит светский характер и не в полной мере защищает права мусульманина.
Единственным источником законодательства исламская догматика признает божественную волю. Признавать за народом права законодательства значит совершать ширк (худший из грехов приравнивания человека Богу), так как это право принадлежит одному Аллаху.
Говоря о причинах устойчивости шариата, нельзя не упомянуть об его отношении к адату - обычному праву народов, принявших ислам. Шариат и связанное с ним мусульманское право были своеобразной формой систематизации законов и норм обычного права и традиций населения Аравии, нашедших свое отражение прежде всего в Коране и сунне. Во время арабского завоевания шариат как бы вобрал в себя нормы обычного права покоренных народов Египта, Сирии, Месопотамии, Ирана, Средней Азии, Кавказа. Адат действует в рамках шариата, хотя часто лишь внешне и формально согласуется с основами мусульманского права и шариата. В определенном смысле адат способствует сохранению шариата, а шариат - адата.
Роль местного обычного права обычно усиливалась в тех случаях, когда отношения между официальной администрацией и местным населением, особенно в зонах расселения племен, становились напряженными. Например, в XIX в. таковым было отношение между русскими властями и некоторыми народами Северного Кавказа. Поскольку официальные судебные органы находились под контролем официальной власти, местное население избегало официальных судей. Племена жили своей жизнью, руководствовались своими обычаями, правилами и положениями обычного права (такалид, аль-урф, адат).
В отличие от ортодоксального шариата вершителями обычного народного права выступали не правоведы-богословы, а влиятельные феодалы, главы племен - шейхи, аксакалы.
Одной из характерных отличительных черт шариата, обусловливающих его широкое распространение и устойчивость, является то, что мусульманские правоведы, как уже говорилось, не ограничивались в своей деятельности решением чисто юридических вопросов. Основатели юридических школ суннитского ислама Абу Ханифа, Малик ибн Анас, аш-Шафии и Ибн Хан-бал включили в законодательные кодексы, кроме вопросов юридических, также вопросы религиозного культа, торговли и налоговых операций, этическо-нравственные проблемы. Мусульманские правоведы решают все правовые и религиозные вопросы, поскольку, кроме шариатских судов, других судебных органов не существует.
Длительное сохранение шариата в качестве основы законодательства в странах мусульманского региона объясняется и еще одним немаловажным обстоятельством - тем, что более тысячи лет светская и религиозная власть сосредоточивались здесь в одних руках: глава государства (халиф, султан или эмир) имел одновременно и титул амир аль-мумина (эмира правоверных).
Говоря о длительном сохранении шариата в качестве основного регулятора жизни мусульманской общины, следует учесть и то, что в исламе имеется ряд положений и запретов, на которые в Коране либо вообще нет указаний, либо о них говорится очень туманно. Все подобные вопросы уточнены и конкретизированы в шариате.
Отмеченные обстоятельства способствовали господству шариата в странах мусульманского мира в качестве единственной законодательной системы и сохранению его серьезного влияния на право и общественную жизнь мусульман и после того, как здесь началось становление капиталистического уклада и буржуазных общественных институтов. Развитие буржуазных отношений подорвало монополию шариата и положило начало процессу секуляризации.
В современную эпоху во всем мире в результате создания независимых государств Азии и Африки в последних, в том числе и в относящихся к мусульманскому региону, произошли существенные социально-экономические и политические сдвиги, способствующие дальнейшему развитию процесса секуляризации.
На современном этапе исторического развития в большинстве мусульманских стран зарубежного Востока созданы светские правовые и судебные органы. Однако, учитывая высокую религиозность населения и сильное влияние мусульманского духовенства в общественно-политической жизни и в быту, правительства этих стран сохраняют и шариатские суды. В некоторых же из этих стран (Саудовская Аравия, княжества Персидского залива) шариат и в настоящее время является основой судопроизводства.
Итак, ислам и шариат по сей день имеют серьезное влияние на жизнь ряда государств Азии и Африки, а также ряда республик бывшего СССР, где ислам является основной религией. Следовательно, для определения перспектив развития этих стран изучение шариата имеет первостепенное значение, а гражданско-правовые нормы в этой системе, как и в каждой системе права, занимают центральное место.
Анализ основных положений канонического шариата - собственно мусульманского права и общих положений, регулирующих отношения собственности (в первую очередь земельной), налоговую систему, ремесла, торговлю и финансы, а также систему запретов в исламе, семейную жизнь, обряды и праздники, - позволяет раскрыть социальную сущность шариата, проследить его эволюцию в процессе исторического развития.
Русское дореволюционное и советское востоковедение имеет славные традиции в деле изучения истории ислама вообще и мусульманского законодательства в частности.
Труды дореволюционных востоковедов В. Гиргаса, А. Мюллера, Н. Торнау, Фан ден Берга, П. Цветкова; советских востоковедов Е.А. Беляева, 3. Буниятова, Л.Р. Гордон-Полонской, Е.А. Дорошенко, А.И. Ионовой, Л.И.Климовича, Л.Н. Котлова, Р. Ланды, Л.И. Надирадзе, И.П. Петрушевского, Л.А. Семеновой, Н.А. Смирнова и других авторов содержат ценные материалы по проблемам шариата, хотя в них не ставилась задача специального исследования канонов шариата. Особенно следует отметить «Хрестоматию»[6], составленную Л. И. Надирадэе, в которой содержатся ценные материалы о налогах шариата, почерпнутые из 113 первичных арабских источников. Ценнейшим фактическим материалом служат арабские, персидские, турецкие источники, особенно «Рисале» известного иранского богослова Хусейна Таба-Табаи Буруджерди[7], в котором содержится 2841 актуальный вопрос по каноническому шариату, почерпнутый из трудов основателей юридических школ средневекового ортодоксального суннизма Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, аш-Шафии, Ибн Ханбала и шиитских ахбар.
Следует отметить, что шариат уделяет немалое внимание гражданскому правоведению и его структуре.
`Ильме фикх, гражданское правоведение, заключая в себе постановления и правила, относящиеся к общественному быту мусульман, излагается в трех книгах шариата: `экудот, эико`от и эхком.