МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ТЕМА:
Семейные и наследственные отношения
регулируемые мусульманским правом (шариатом)
Заведующий кафедрой д.ю.н. Гущин В.В.
Руководитель дипломной работы д.ю.н. Гущин В.В.
Дипломник Косачёв Дмитрий Владимирович
«15» апреля 2001 г.
Москва 2001 г.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
Юридический факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедры
____________________
____________________
«___»____________20___г.
Косачев Дмитрий Владимирович
(фамилия, имя, отчество)
Тема дипломной работы Семейные и наследственные отношения, регулируемые мусульманским правом (шариатом)
Закреплена приказом начальника Университета от _______________№______________
Основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию):
1. мусульманское семейное право;
2. мусульманское наследственное право;
3. проведение сравнительного анализа наследственного и семейного права мусульман и соответствующего действующего российского законодательства.
Основная литература:
1. Коран. Перевод Г.С. Саблукова. Казань, 1907.
2. Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик (Ведомости Верховного Совета СССР, 1991 г., № 26).
3. Семейный кодекс РФ, М., изд-во «Теис», 1999.
Срок представления законченной работы ____________________________________________
Дата выдачи задания_________________________________________________________
Руководитель д.ю.н. Гущин В.В._______________________________________________
(фамилия, подпись)
Задание получил_____________________________________________________________ (дата, подпись, фамилия студента)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
Юридический факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий кафедры
____________________
____________________
«___»____________20___г.
дипломная работа на тему Семейные и наследственные отношения, регулируемые мусульманским правом (шариатом)
студента ____________Косачева Дмитрия Владимировича__________________
(фамилия, имя, отчество)
Введение. История возникновения и система гражданского права
мусульманских стран..............................................…………………......................................5
1.1. Общая характеристика семейного права мусульман....................................................15
1.2. Порядок и условия заключения брака. Временный брак.............................................24
1.3. Права и обязанности супругов........................................................................................31
1.4. Правоотношения между законными представителями и детьми................................32
1.5. Прекращение брака. Его виды........................................................................................35
2.1. Общие положения наследственного права .мусульман...............................................42
2.2. Наследование по закону и завещанию. Группы наследников.....................................43
2.3. Переход наследуемого имущества к наследникам и ответственность по долгам наследодателя....................................................................................... ..................................52
2.4. Особые случаи наследования. Наследование индивидуально определенных неделимых вещей....................................................................................................................54
1. Форма брачного акта (образец).........................................................................................57
2. Форма договора духовного завещания (образец)............................................................58
Библиография........................................................................................................................60
Аннотация на английском языке (Annotation)...............................................................64
Студент ____________________________________________________________________
(подпись)
«____»____________________20___г.
Введение. История возникновения и система гражданского права мусульманских стран.
В изучении ислама как религиозной системы знание основ шариата - систематизированного свода мусульманских законов - имеет первостепенное значение.
Термин «шариат» происходит от арабского «шараа» - «направлять», «издавать законы». От этого же корня образованы «ташриун» - «законодательство», «шариун» - «законодатель», «муташариун» - «законовед» и десятки других терминов. Английские востоковеды Уильям Монтгомерп Уотт и Пьер Какиа определяют шариат как «мусульманскую концепцию права», которая «во многом отличается от каких-либо других»[1].
Обоснование правовых норм тем или иным вероучением было характерным и распространенным явлением досоциалистических общественных формаций. В этом отношении мусульманская юриспруденция не является исключением. И тем не менее шариат не имеет себе аналога в других религиозных законодательных системах.
Некоторые исследователи ошибочно отождествляют шариат с мусульманским правом. В действительности же шариат охватывает более широкий круг вопросов. В шариате освещаются с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали и этики, мусульманские обряды и праздники и прочее, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины. В шариате подробно излагаются запреты, перечисляются дозволенные, одобряемые и порицаемые поступки. По замыслу мусульманских законоведов, шариат и его законы должны охватывать жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. Известный русский исследователь В. П. Наливкин в начале ХХ века писал: «Стараясь столь мелочно регламентировать по возможности все явления человеческой жизни, шариат подчиняет себе эту жизнь, проникает в ее самые интимнейшие уголки и этим путем закабаляет не только деяния, но даже мысль и воображение верующего мусульманина»[2].
Мусульманское право (фикх) является составной частью шариата. В шариате определяются нормы сельскохозяйственной деятельности, условия аренды и составления земельного кадастра, рассматриваются вопросы производства и потребления продуктов питания, взимания налогов с мусульман и иноверцев, нормы, регулирующие финансовые и торговые операции. Сюда же включены правила убоя животных, охоты и рыболовства. При этом чисто светские проблемы рассматриваются в шариате с позиций религии.
Шариат является орудием вторжения религии в широкие сферы повседневной жизни, быта верующих. Отмечая именно эту сторону ислама, советский исламовед И. Петрушевский пишет: «В мусульманских странах даже такие акты, как договоры о купле-продаже, об аренде земли и домов, о займе денег и т. д., заключались у духовных судей-казиев. Благодаря этому влияние религии на общественную и частную жизнь, даже на быт, в мусульманских странах было значительно сильнее, нежели в христианских странах или в странах Дальнего Востока, где государственное, уголовное и гражданское право не зависело от религии и церкви и где законы издавались светской властью»[3].
Мусульманское право суннитского направления представлено в шариате четырьмя юридическими школами, возникшими в VIII-X вв.: ханифитской, маликитской, шафиитской и ханбалитской. Имущественное, наследственное и уголовное право, институт адвокатуры, правила и формы принятия присяги, клятвенных обещаний, вопросы поручительства и гарантии, указания о вакфах разработаны на основе четырех юридических школ суннитского толка и шиитского права.
Отличия шиитской редакции шариата, как правило, не носят существенного и принципиального характера. Так, шииты в отличие от суннитов узаконили временный брак. В шиитском шариате есть официальное предписание посещать могилу халифа Али, его сына Хусейна и имама Резы. В призыве верующих к молитве, в подаче милостыни, в оформлении молитвенных домов, в толковании основ мусульманского государства и положении о его верховном правителе шиитская трактовка также несколько отличается от ортодоксальной суннитской. Высказывания и поступки членов семейства Мухаммеда, особенно изречения 12 имамов, в правовых нормах шиизма имеют юридическую силу.
Источниками шариата и мусульманского права являются Коран, сунна (изречения и деяния Мухаммеда), кияс (аналогия), иджма (согласованное мнение крупных правоведов и богословов), фетвы (юридические заключения высших духовных лиц), адаты (традиции, обычаи арабов и других народов, исповедующих ислам). Согласно исламским традициям главные источники шариата - Коран и сунна, и все прочие источники не должны им противоречить. Поэтому мусульманские правоведы ограничены в своих действиях и самостоятельно могут решать юридические вопросы на основании других источников, только если по данным вопросам нет указаний в Коране и сунне. Однако в любом случае их решения не должны противоречить «духу и букве» Корана и сунны. В то же время, поскольку в Коране и сунне нет ответов на многие вопросы, касающиеся регулирования жизни общины верующих, именно шариату принадлежит главное место в решении этих вопросов.
Принципиальное отличие шариата от христианского права и других религиозных законодательных систем заключается в том, что последние, хотя и функционировали на протяжении многих веков, никогда полностью не заменяли сосуществовавших с ними светских правовых норм, тогда как так называемый мусульманский мир с момента возникновения ислама (VII в.) и вплоть до конца XIX в., по существу, не знал других законодательных систем, кроме шариата. Следует, однако, отметить, что в середине XIX в., в период танзимата, в судоустройстве и судопроизводстве Османской империи была сделана попытка отделить светские по форме дела от шариатских. Однако в функциях и компетенции двух типов судебных органов не было четких разграничений.