Заключение
На основе вышеизложенного следует: суннитские правоведы считали государство предметом своей правовой доктрины; шииты полагали, что имамат есть продолжение и необходимое завершение пророческой миссии самого Мухаммеда, поэтому они считали установление имамата правом Аллаха, а не обязанностью общины; мусульманское государство у шиитов является не правовым институтом, а одной из первейших основ самой веры, «опор» ислама; в соответствии с наиболее распространенной суннитской концепцией верховным носителем суверенитета в халифате является Аллах, а мусульманское государство строится целиком на основе поручения, данного им общине; шиитская политическая доктрина полагала, что суверенитет принадлежит исключительно Аллаху и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, отражающему волю Аллаха, и не связан волей общины; суннитская мусульманско-правовая политическая теория делает особый акцент на том, что власть главы государства не абсолютна, он не пользуется какими-либо привилегиями или иммунитетом, а так же, как и простой мусульманин, подчиняется нормам мусульманского права и может быть наказан за любой проступок ; шиитское учение наделяло имама абсолютной, почти божественной властью и ставило его выше общины.