– пол (мужские группы, женские и смешанные по полу).
Большое значение для предупреждения преступлений, совершенных группой, имеет установление уровня преступного опыта членов группы (качественный состав преступной группы). С этих позиций различаются группы: ранее не судимых; рецидивистов; смешанные (среди участников хотя бы одно лицо ранее привлекалось к уголовной ответственности). При этом следует иметь в виду, что отсутствие судимости у лица не свидетельствует об отсутствии преступного опыта. Относительно преступного опыта в группе Р.А. Каледин пишет: «Поскольку групповая деятельность есть качественно иное явление, чем деятельность одного лица, то было бы неверным говорить только о преступном опыте каждого соучастника в отдельности – возникает категория группового опыта как продукта совместной преступной деятельности»[19].
В качестве определенной совокупности знаний, навыков и умений, связанных с преступной деятельностью, групповой преступный опыт проявляется в:
1) приобретении каждым соучастником определенных преступных навыков;
2) совершении преступления квалифицированным способом;
3) оптимальном распределении ролей при совершении преступлений;
4) хорошо организованном сбыте похищенного имущества;
5) умелом использовании различных приемов и уловок для противодействия раскрытию и расследованию группового преступления, выявлению действительной роли каждого соучастника.
Таким образом, состав преступной группы и ее групповой преступный опыт имеют существенное криминологическое значение и должны учитываться всеми субъектами профилактики в процессе предупреждения преступлений.
Понимание того, что представляет собой группа с точки зрения социальной психологии, каким образом она воздействует на своих членов, что движет людьми, состоящими в ней, помогает, с одной стороны, правильно оценивать их действия и поступки, а с другой — выбирать наиболее оптимальные методы предупреждения групповой преступности и борьбы с ней. Поэтому рассмотрим некоторые основополагающие понятия, категории, объективно существующие закономерности группового поведения людей, определяющие жизнь любой группы, которые необходимо учитывать юристу, имеющему дело с групповой преступностью.
В социальной психологии существуют различные взгляды на понятие группы. В контексте проблем, изучаемых юридической психологией, наибольший интерес представляет определение группы в качестве реально существующего образования, в котором люди находятся вместе, в идентичных условиях, объединены общей, совместной деятельностью и осознают свою принадлежность к этому образованию[20].
Современное общество включает в себя огромное количество разнообразных социальных групп, различающихся по целям и содержанию деятельности, по способу объединения, характеру функционирования и т.д. В системе существующих общественных отношений каждая из них занимает свое определенное место.
По числу входящих в них людей социальные психологи выделяют большие общественные группы (макрогруппы) и малые группы (микрогруппы).
Малая группа возникает, как правило, на основе совместной деятельности, общих интересов небольшого числа людей, между которыми поддерживаются непосредственные, личные контакты. Члены такой группы находятся в постоянном общении друг с другом. Это приводит к формированию групповых взглядов и норм поведения.
Число лиц, входящих в малую группу, бывает различным. Нижний ее предел, естественно, не может быть меньше двух человек. Верхняя граница соответствует тому уровню, на котором сохраняются и наиболее активно поддерживаются межличностные контакты, оказывается взаимное влияние членов группы. Считается, что наиболее распространены микрогруппы, состоящие из семи человек.
В свою очередь малые группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). В отличие от формальных групп, структура которых определена официальным документом (например, приказом, инструкцией и т.д. по месту работы), неформальные группы складываются стихийно и могут существовать внутри большей по размерам группы (как правило, они формируются в зависимости от круга общих целей, интересов, взглядов, направленности членов этих групп).
В социальной психологии встречается и другая классификация малых групп. Они подразделяются на так называемые группы членства и референтные группы. В референтной группе субъект может даже и не состоять, но на мнение, взгляды группы, к которой он сам себя относит, ориентирован настолько, что они существенно влияют на его мотивационную сферу, поступки, поведение, что мы нередко наблюдаем в современных молодежных группах.
Социально-психологический механизм воздействия подобных групп нередко помогает понять, почему субъект поступил определенным образом, иногда даже вопреки своим личным интересам, разобраться в истинных причинах его противоправного поведения, увидеть скрытые мотивы, подтолкнувшие его на этот путь.
Значение группы во взаимоотношениях людей состоит в том, что она выступает субъектом определенного вида деятельности (в том числе и противоправной) и в силу этого включена в систему определенных отношений, существующих в обществе. Общность содержания, форм деятельности людей, объединенных в группу, порождает и общность группового сознания членов группы.
В социальной психологии основными характеристиками группы считаются: ее параметры (состав, структура), внутригрупповые, межличностные процессы; групповые нормы и ценностные ориентации; система санкций.
В тех случаях, когда юристу приходится иметь дело с группой, с оценкой группового поведения людей, весьма важно обращать внимание на содержание функциональных обязанностей ее членов в ходе их совместной деятельности, а также на характер их межличностных, ролевых отношений в динамике групповой жизни. Именно по этим признакам и отличается каждая группа людей от другой группы. «Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие этих характеристик, т е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему «идентифицироваться с группой»[21].
Все эти факторы формируют такой социально-психологический феномен, который называется психологической общностью людей, входящих в ту или иную группу, пробуждающих у них так называемые «мы-чувства». Эти «мы-чувства» часто доминируют в мотивационной сфере личности осужденных, побуждая членов группы разделять всех людей на две большие категории: «мы» (осужденные) и «они» (администрация КИН), на «наших» (члены группы, к которой они относят и себя) и «не наших» (другие осужденные и администрация КИН). При этом следует подчеркнуть, что в любой группе положение ее членов строго определяется той позицией или статусом, которые они занимают или имеют.
Под статусом индивида понимается некое единство объективно заданных ему характеристик, позволяющих субъекту занимать «свое» место в группе, изменить которое он может, только сменив первоначально заданные ему характеристики.
Каждой позиции индивида соответствует определенный набор функций, которые в своей совокупности позволяют ему играть строго определенную социальную роль в группе. Этой роли соответствуют групповые ролевые ожидания по отношению к тому или иному члену группы, предусмотренные образцы поведения последнего. Серьезные расхождения между «ролевым поведением» члена группы и «групповыми ожиданиями» по отношению к нему со стороны других членов группы нередко служат причиной возникновения внутригрупповых конфликтных отношений, приводящих в действие «групповые санкции» в отношении лица, пренебрегающего принятыми в группе нормами ролевого поведения, что особенно бывает заметно в групповых преступных формированиях (в преступной среде осужденных такие санкции, как правило, очень жесткие, и могут повлечь за собой изменение неформального статуса осужденного, например, в случае нарушения «воровских традиций» его подвергнут «опусканию» и переведут в категорию «неприкасаемых»).
Стремление, потребность члена группы соответствовать групповым ожиданиям часто являются ведущими мотивами, побуждающими осужденного действовать в интересах группы даже вопреки своим личным потребностям, взглядам, установкам. Именно данной закономерностью объясняются те нередкие случаи, когда члены преступной группы совершают действия в интересах группы, берут на себя вину за других, как правило, ее лидеров, упорно отказываются давать правдивые показания, несмотря на изобличающие их доказательства.
И, тем не менее, благодаря тому, что мера принятия каждым членом группы норм групповой жизни и морали различная, данное явление может послужить своеобразной трещиной в групповой сплоченности членов группы, в конечном итоге стать причиной ее развала, особенно если субъекты профилактики тактически грамотно строят отношения с каждым ее членом. Наглядно эти процессы дают о себе знать в процессе профилактики групповой преступной деятельности, о чем более подробно пойдет речь далее.
Любую малую группу с точки зрения ее структурного построения можно представить в виде трех основных слоев (или, как еще говорят, «страт» — См.: Приложение 2).
Прежде всего, любая малая группа, состоящая из нескольких (5-7 и более) членов, имеет свое ядро, включающее лидера группы и его ближайшее окружение (слой “А”), для которых принадлежность к группе, их совместная деятельность имеют наибольшее значение.
Следующий слой группы “Б” охватывает других ее членов и характеризуется тем, что они связаны совместной деятельностью, имеют общие взгляды, ориентации относительно основных ценностей, способов их совместной деятельности, хотя и в меньшей степени. Г.М. Андреева определяет слой “Б” как ценностно-ориентационное единство членов группы.