Однако инфраструктура — только часть фундамента.
Сельское хозяйство любой страны, а тем более России зависит от ряда специфических факторов. В их числе: плодородие почв, климатические и погодные условия, экология, эпидемиологическая ситуация, уровень защиты от вредителей (особенно в периоды популяционных взрывов). К числу таких факторов следует отнести и невозможность обеспечить уровень механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства, сопоставимый с промышленностью, а следовательно, и соответствующий уровень производительности труда.
Именно эта совокупность факторов и определяет государственную политику развитых стран в отношении АПК, которая способствует формированию эффективных систем страхования, созданию необходимых резервов (в том числе и интервенционных), компенсации убытков в случаях непредвиденного снижения выпуска или перепроизводства продукции и падения цен на нее. Государственные органы власти активно участвуют в ликвидации последствий форс-мажорных ситуаций, связанных с погодными или эпидемиологическими условиями, создают механизмы устранения ценового диспаритета, в том числе согласования ценовой политики и т.д.
Такая государственная политика — вторая часть фундамента АПК.
Третья часть требует дополнительного пояснения. Прежде всего следует избавиться от мифов, упорно навязываемых правыми и левыми популистами. Для одних панацея — мелкие фермерские хозяйства, для других — крупные коллективные хозяйства.
В развитых странах структура АПК содержит как фермерские хозяйства, мелкие, средние и крупные кооперативы, так и акционерные агропромышленные объединения. При этом фермерские хозяйства, в зависимости от производственного назначения (тепличные, зерновые или животноводческие фирмы и т.д.) могут отличаться по размеру площади сельскохозяйственных угодий: одни имеют земельный надел в 1,5 га, другие – в 1 тыс. га. Крупные кооперативы и акционерные общества могут владеть и десятками тысяч гектаров. При этом земля может быть в собственности фермера или предоставлена ему в аренду. Как правило, это не устанавливается государством, а зависит от выбора сельхозпроизводителя.
Аграрный сектор чрезвычайно динамичен. Фермерские хозяйства, кооперативы могут разоряться, на их землях появляться новые структуры, перетекать из одной организационной формы в другую. Однако на общей структуре сельхозпроизводства это практически не должно сказываться.
Кооперативы (в первую очередь крупные) и акционерные общества при разумной государственной поддержке являются главными заказчиками и вкладчиками средств в развитие прогрессивных технологий, сельхозмашин и оборудования, племенного и семенного хозяйства, что закладывает основу для инфраструктуры АПК, без которой фермерские хозяйства, мелкие и средние кооперативы просто не могли бы существовать.
Инфраструктура управления агрокомплексом
К сожалению, ситуация в отечественном агрокомплексе далека от описанной модели. Для него характерны отсутствие реальных, четких и ясных представлений о направлениях и путях развития АПК, низкая степень управляемости на федеральном, региональном и местном уровнях, недостаток средств на создание эффективной инфраструктуры и конкурентоспособного производства.
Формирование такой инфраструктуры как непременного условия нормализации дел в АПК требует скоординированных усилий на федеральном и региональном уровнях, объединения административного ресурса с возможностями сельхозпредприятий.
На районном уровне в качестве инфраструктурных центров услуг должны стать комплексные агропромышленные сервисные компании. Акционерами таких объединений могут стать фермерские хозяйства и акционерные общества, а также предприятия ТЭК, связи, строительства и др. Но при условии, что блокирующий пакет (не менее 25% + 1 акция) в уставном капитале компаний должен быть у сельхозпроизводителей. Все взаимоотношения комплексных сервисных компаний со своими партнерами из АПК должны строиться исключительно на договорных началах и в объемах, обусловленных интересами и заявками потребителей этих услуг. Наличие блокирующего пакета акций сервисных компаний у непосредственных производителей сельскохозяйственной продукции, их участие в советах директоров компаний дадут гарантию разумной ценовой политики и взаимовыгодных отношений.
Районные сервисные компании для решения вопросов регионального уровня формируют региональные компании инфраструктуры АПК, участниками которых могут стать региональные энергетические, строительные и иные предприятия, заинтересованные в расширении сельскохозяйственного производства и готовые вести взаиморасчеты с компаньонами, а также банки, страховые и иные фирмы. При этом контрольный пакет акций должен оставаться во владении районных сервисных компаний.
Для решения вопросов федерального уровня региональные компании учреждают федеральную инфраструктурную компанию РАО «Росагропром», в образовании которой могут участвовать федеральные инфраструктуры АПК, финансовые, страховые и внешнеэкономические организации и предприятия. Контрольный пакет акций РАО должен принадлежать региональным компаниям. В совете директоров должны быть представлены Мингосимущества и Минсельхоз РФ.
Создание такой системы организации инфраструктурного обслуживания АПК позволит приступить к техническому и технологическому перевооружению хозяйств и предприятий АПК и достичь конкурентоспособного сельскохозяйственного производства с минимальным участием государства и бюджетных средств. Следует подчеркнуть, что организация такой системы снизу, т.е. при полной подотчетности федерального и регионального уровней непосредственным производителям, даже при использовании административного ресурса органов исполнительной власти практически сводит на нет возможность ее обюрокрачивания и инерционности.
Однако формирование инфраструктуры — еще не окончательное решение проблем АПК. Крайне важным фактором становления современного сельхозпроизводства являются структура и организация деятельности хозяйств.
Как показывает опыт, создание и функционирование комплексной эффективно работающей инфраструктуры практически полностью освобождает хозяйства от необходимости самостоятельно осуществлять приобретение, обслуживание и ремонт машин и оборудования, выполнять наиболее трудоемкие операции (посевную и уборочную кампании, внесение удобрений и средств защиты растений и т.д.), содержать дорогую и тяжелую технику, осуществлять сбыт продукции. Это не означает, что хозяйства лишены такого права, но они имеют такую возможность, используя ее в меру необходимости.
Развитая инфраструктура сервисных услуг создает условия для формирования наиболее эффективных и рациональных структур хозяйств.
Российская практика показывает, что наиболее рентабельными являются хозяйства (акционерные общества, фермерские кооперативы) с завершенным производственным циклом. Например, в мясомолочном и мясном направлении – это объединение кормопроизводства, животноводства, выпуск готовых мясных и молочных изделий для реализации населению; в зернопроизводстве — объединение растениеводства с обработкой и хранением зерна, мукомольным производством, выпуском готовой продукции и ее расфасовкой; в сахарном производстве — выращивание сахарной свеклы, подготовку и хранение сырья, производство сахара и продуктов с его использованием и т.д.
Концентрация и интеграция сельхозпроизводства, однако, не означают, что в рыночных условиях право на существование могут иметь только крупные интегрированные акционерные общества. Тем более, что в зависимости от специфики и технологии понятие интеграции и оптимальной величины хозяйства существенно меняется. Опыт наиболее эффективных отечественных фермерских хозяйств, как и мировая практика, показывают, что они могут успешно объединяться в кооперативы, организуя совместную переработку продукции, ее хранение, расфасовку и доставку на продовольственные рынки. Некоторые крупные кооперативы и акционерные общества включают в производственный цикл племенное или семенное производство и т.д.
В этом случае происходит сочетание интересов и возможностей рачительного хозяйствования индивидуального собственника (фермера) с возможностями комплексной интеграции производства (о чем сказано выше).
Разумеется, структура, формы и методы организации производства, его комплексности определяются в каждом конкретном случае и могут изменяться по мере развития как самого производства, так и совершенствования экономических условий в стране. Но в целом изложенные подходы опираются на прогрессивный отечественный и зарубежный опыт и логику функционирования агропромышленного производства как комплексной системы экономики страны.
Таким образом, в силу своего потенциала и исторически сложившегося положения в системе общественного разделения труда сельское хозяйство в России — отрасль, проблемы которой выходят далеко за ее собственные рамки, затрагивают интересы всего государства. В сложившейся ситуации аграрный сектор может рассматриваться как один из источников общего кризиса в народном хозяйстве.
Возрождение сельского хозяйства следует осознать как общенациональную задачу. Сегодня важно, чтобы совместными усилиями власти, науки и практики была разработана стратегия аграрного развития страны и центральное место в ней должен занять крестьянин, его образ жизни, экономические интересы.
Россия не жила и никогда не будет жить изолированно. Она была, есть и будет в системе мировой цивилизации, которая накопила колоссальный опыт эффективного ведения агропромышленного производства. Серьезный задел имеет и мировая экономическая теория, что позволяет нам широко формализовать экономические процессы на модельном уровне. Изучение собственного и международного опыта аграрных преобразований, разумное применение его в российском аграрном секторе несомненно сыграют положительную роль и выведут АПК на мировой уровень развития.