Смекни!
smekni.com

Содержание договора дарения (стр. 4 из 6)

Физические и юридические лица, участвующие в отношениях, связан­ных с дарением, должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к субъектам гражданского права в части их правоспособности и дееспособ­ности (применительно к гражданам). Следует отметить, что действующим законодательством установлены запрещения и ограничения на уча­стие в отношениях, связан­ных с дарением, некоторых субъектов гражданского права.

На возможность заключения договоров да­рения гражданами серьезное влияние оказывает объем их дееспособности. Так, недееспо­собный гражданин может заключать договоры дарения только че­рез своего опекуна (п. 2 ст. 29 ГК РФ). При этом от его имени можно производить дарение только обычных подарков небольшой стои­мости (не дороже пяти минимальных размеров оплаты труда); право на получение им подарков через опекуна не ограничено.

Лицо, признанное ограниченно дееспособным, вправе само­стоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки, а все остальные — только с согласия попечителя (п. 1 ст. 30 ГК РФ). Это означает, что ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно совершать договор дарения только в качестве одаряемого и только в том случае, если этот договор в силу своего потребительского ха­рактера и незначительной суммы относится к мелким бытовым сделкам.

В соответствии с правилами п. 2 ст. 26 и п. 2 ст. 28 ГК РФ мало­летние и несовершеннолетние могут совершать сделки, направ­ленные на безвозмездное получение выгоды, т. е. выступать в ка­честве одаряемых. Однако нельзя забывать, что безвозмездность и выгодность даре­ния еще не означают отсутствия расходов и обременений, связанных с по­дарком. Также нельзя забывать и об обязанности родителей по воспитанию детей, предусмотренной нормами семейного права. В ряде случаев эта обя­занность может вступить в противоречие с правом малолетних без согласия родителей получать подарки от посторонних лиц. Таким образом, мало­летние и несовершеннолетние могут выступать в ка­честве одаряемых, если соответствующие договоры не требуют но­тариального удостоверения или государственной регистрации. Ответственность по таким договорам, заключенным малолетними, несут их законные представители, а по договорам, заключенным несовершеннолетними, отвечают они сами. Кроме этого, несо­вершеннолетние вправе самостоятельно распоряжаться своим за­работком, стипендией и иными доходами (подп. 1 п. 2 ст. 26 ГК РФ), в том числе путем их дарения. Во всех остальных случаях дарение осуществляется либо с согласия законных представителей несо­вершеннолетних, либо через законных представителей малолет­них, действующих от их имени (в последнем случае предметом да­рения может быть лишь обычный подарок небольшой стоимости).

Дарение между супругами производится на общих основаниях с учетом того, что предметом дарения обычно высту­пает имущество, принадлежащее одному из супругов лично (на­пример, вещь на праве собственности либо доля в общей долевой собственности). Впро­чем, возможно дарение и путем передачи имущественных прав, принадлежащих одному из супругов в общей совместной собствен­ности, что приведет к закреплению всего супружеского имущества за одним лицом. Дарение третьим лицам имущества, находящегося в общей совместной собственности, возможно по согласию всех сособственников (п. 2 ст. 576 ГК РФ и ст. 35 СК РФ).

Ряд запретов на получение подарков закон связывает с особен­ностями профессионального статуса одаряемых лиц, пытаясь та­ким образом бороться со злоупотреблениями работников социаль­ной сферы и государственного управления (пп. 2 и 3 ст. 575 ГК РФ).

В отношении договоров дарения с участием юридических лиц ГК РФ предусматривает ряд специальных ограничений. Пункт 4 ст. 575 ГК РФ прямо запрещает дарение между коммерческими орга­низациями, за исключением обычных подарков небольшой стои­мости. Значение этой нормы трудно переоценить, особенно учи­тывая широту предмета дарения. С одной стороны, п. 4 ст. 575 ГК РФ направлен на защиту имущества организаций от разбазарива­ния (правда, эта лазейка уже давно сужена налоговым законода­тельством) и, значит, служит интересам кредиторов и участников (учредителей) юридических лиц. С другой стороны, эта же норма серьезно ограничивает возможности нормального ведения пред­принимательства и подчас противоречит сложившимся обычаям и обыкновениям бизнеса. Так, коммерческая организация вроде бы не вправе простить долг контрагенту — коммерческой органи­зации. А в случае безнадежной задолженности это может повлечь за собой целый ряд неблагоприятных экономических последствий для кредитора. Запрет на безвозмездную передачу имущества сильно ударит по холдингам и финансово-промышленным груп­пам, осложнит взаимоотношения основных юридических лиц и дочерних. В общем, запрет дарения между коммерческими орга­низациями чреват многими издержками, большинство из которых сейчас даже трудно предвидеть в деталях[11].

Другое ограничение, установленное п. 1 ст. 576 ГК РФ, касается дарения вещей, принадлежащих юридическому лицу на праве хо­зяйственного ведения или оперативного управления. Действитель­ность такого дарения, осуществляемого унитарным предприятием либо казенным предприятием или учреждением, требует согласия собственника вещи. Это ограничение не распространяется на слу­чаи пожертвования (п. 2 ст. 582 ГК РФ) и на обычные подарки не­большой стоимости. Законодатель не проводит здесь каких-либо различий между указанными вещными правами, а также между движимыми и недвижимыми вещами. Возникающие в результате этого противоречия с частью первой Гражданского Кодекса РФ (в частности, п. 1 ст. 297 и ст. 298 ГК РФ) следует разрешать в пользу п. 1 ст. 576 ГК РФ как 1ех specialis[12].

2.3. Форма договора дарения.

Форма договора дарения определяется его предметом, субъект­ным составом и ценой. В соответствии с п. 3 ст. 574 и ст. 131 ГК РФ все договоры дарения недвижимого имущества (и реальные, и консенсуальные) должны заключаться в письменной форме и подлежат обязательной государственной регистрации[13].

Правила, определяющие форму договора дарения движимого имущества2, предусмотрены п. 2 ст. 574 ГК РФ. В письменную форму под страхом недействительности должны облекаться все консенсу­альные договоры дарения (дарственные обещания), а также реаль­ные договоры на сумму более 5 МРОТ, в которых дарителем вы­ступает юридическое лицо.

Все прочие реальные договоры дарения могут заключаться в устной форме, в том числе и путем совершения сторонами конклюдентных действий.

Специальные требования к форме договора дарения прав по отношению к третьим лицам (уступка требования), а также да­рения в виде освобождения от обязанности перед третьими ли­цами путем перевода долга установлены пп. 1 и 2 ст. 389 и п. 2 ст. 391 ГК РФ.

3. Содержание договора дарения.

3.1. Права и обязанности дарителя.

Реальный договор дарения, как правило, не порождает никаких обязательственных отношений. Единственным исключением из этого правила является обязатель­ство, возникающее в результате дарения имущественного права в отношении самого дарителя. Содержание этого обязательства не специфично для дарения, поскольку оно определяется не самим фактом дарения, а характером подаренного права. Поэтому имеет смысл говорить лишь об обязательстве, возникающем из консенсуального договора дарения, основные условия которого мы и рассмотрим.

Главной обязанностью дарителя является передача дара. Если предметом договора является вещь, то ее передача одаряемому мо­жет осуществляться посредством вручения, символической пере­дачи (например, вручение ключей) либо вручения правоустанав­ливающих документов (абз. 2 п. 1 ст. 574 ГК РФ). Передача дара в ви­де имущественного права в отношении третьего лица обычно производится путем вручения документов, фиксирующих основа­ния возникновения этого права (например, уступка прав по предъявительской ценной бумаге). Единственным основанием возникновения права в отношении самого дарителя является до­говор дарения. В этом случае переход права на одаряемого обычно происходит автоматически в силу истечения согласованного сто­ронами срока или по наступлении согласованного отлагательного условия. Передача дара в виде освобождения от обязанности тре­бует от дарителя совершения определенных действий, например получения согласия кредитора одаряемого на перевод долга или исполнения обязанности за одаряемого (в случае возложения ис­полнения).

Обязанности дарителя по консенсуальному договору дарения переходят к его правопреемникам, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 581 ГК РФ). В отношении пожертвования это пра­вило не действует (п. 6 ст. 582 ГК РФ).

Право отказа от исполнения консенсуального договора даре­ния — одно из важнейших прав дарителя, закрепленное ст. 577 ГК РФ. Даритель может воспользоваться этим правом в двух случаях:

1) если после заключения договора его имущественное, се­мейное положение либо состояние здоровья изменились настоль­ко, что исполнение договора в новых условиях приведет к сущест­венному снижению уровня его жизни;

2) если одаряемый совершил покушение на жизнь дарителя, члена его семьи или близкого родственника либо умышленно при­чинил дарителю телесные повреждения[14].

Отказ дарителя от исполнения договора дарения невозможен применительно к обычным подаркам небольшой стоимости (ст. 579 ГК РФ). За этим единственным исключением отказ дарителя от исполнения договора по вышеуказанным основаниям является действи­ем правомерным, а потому не дает одаряемому права на возмеще­ние убытков (п. 3 ст. 577 ГК РФ).