Какими бы многоразличными ни были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.
Можно сказать, что вся палитра диалектики движений и организаций проявляется в последние годы в нашей стране. Прежде всего, это связано с формированием многопланового и противоречивого спектра специфических интересов, социальных ожиданий и претензий общественных групп, национальных общностей, профессиональных слоев, демографических образований и трудовых коллективов. Однако наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Только тогда фактор интересов срабатывает, когда, во-первых, состояние неудовлетворенности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. Словом общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов
В стране в последние годы процесс образования многочисленных движений и организаций носил взрывоподобный характер. И не случайно. Сказалось длительное блокирование групповых интересов и социальных ожиданий, так как отсутствовали в обществе и его политической системе соответствующие каналы артикуляции интересов и в целом — самовыражения человека. Сложился жесткий водораздел между официальным, партийно-бюрократическим и неофициальным массовым сознанием; достигло критического уровня недоверие людей к тем целям, которые пропагандировались существующими общественно-политическими организациями.
Прослеживая диалектику процесса формирования новых общественных движений и организаций и преобразования, существовавших ранее, нельзя не отметить такие его особенности. Во-первых, политизированный и идеологизированный характер подавляющего большинства движений. Во-вторых, эволюцию большинства (национальных фронтов всех без исключения) в плане нарастания антисоциалистической, националистической и антисоветской направленности. В-третьих, превалирование конфронтационного, разрушительного, а не созидательного моментов в ориентациях и действиях вновь возникших общественных образований.
В условиях нового политического режима не поубавилось социальных противоречий, а, наоборот, умножилось их число; проявились ранее существовавшие в скрытом (латентном) виде и вновь возникшие антагонизмы, порожденные криминальным капитализмом и государственной политикой, выражающей интересы «новых русских».
Образовавшееся в российском обществе противостояние общественных и политических сил — свидетельство того глубокого системного кризиса, в котором оно оказалось. Выход из него лежит через реформирование гражданского общества и политической системы на основе последовательной реализации принципов демократии и движения по пути прогресса, а не движения вспять.
Вообще следует отметить, что классификация общественных организаций и движений возможна и на основе других критериев. Главное, что следует учитывать - это политический характер их деятельности.
3.2 Общественные организации, их место и роль в современном обществе
Общественные организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. В последние десятилетия произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Современный трансформационный процесс в российском обществе – это, прежде всего, процесс изменения институциональной структуры. Появились новые социальные слои и группы, новые социальные институты, другие институциональные образования, и значительно трансформировались старые. На современном этапе произошли качественные изменения в организации. В первую очередь, следует отметить изменения в структуре, которые приобрели устойчивый и воспроизводимый характер. Изменения стали элементом функционирования организации. «Новые» организации более гибкие, т.е. находятся в постоянной готовности для совершенствования всех своих компонентов и стремятся поддерживать баланс с внешней средой. Они ориентируются на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности. Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Все это является и одной из причин падения роли политических партий. Предназначенные политическим партиям функции они не выполняют. Из всех функций востребованной оказалась, прежде всего, функция мобилизации электората в период избирательной кампании, а также селекционирование политических лидеров в структуры власти. Сегодня партии очень отличаются от классических партий конца XIX – начала XX века. Необходимо заметить, что современные российские партии являются партиями в полной мере только по названию, поскольку, как и в 90-е гг. 20 ст., они имеют довольно рыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы. Многочисленные партии не представляют интересы социальных групп, а выражают интересы скорее бюрократического аппарата и имеют элитарный характер[6].
Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями.
Рассматривая такие социальные субъекты, как общественные движения и социальные организации, выясним, как они соотносятся между собой.
В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. С определенными оговорками все эти признаки можно найти и в деятельности современных российских движений. Движения имеют иерархию (самая простейшая - это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Исключением из этого ряда признаков социальной организации может считаться степень устойчивости, хотя для ряда движений она достаточно высока. Для общественных движений связанных с политикой наблюдается определенная цикличность. Кроме того, в движениях достаточно слабо выражены отношения власти. Вполне возможно это связано со спецификой их организационной структуры. Участник, не согласный с деятельностью общественного движения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнительной процедуры исключения. Несмотря на то, что граница между организацией и движением выражена не резко, она существует. Следует согласиться с Р. Димитровым в том, что общественные движения, в отличие от организаций, имеют низкую степень формализованности, дисциплины, продолжительности. В движении человек участвует как целостная личность, индивидуальность доминирует над коллективностью. «Группа институционализируется в движении только тогда, когда она конституируется как коллективный субъект. Равно как движение, так и организации борются за институционализирование, но борются на основе различных проблемно решающих практик. Задача всякой организации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировки аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…»[7].
Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.