Исходя из предыдущих рассуждений, а также из ст. 3 ч. 2 Конституции РФ, следует сказать, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
С учетом мнения ученых-административистов и на основе законодательно закрепленных норм систему принципов организации и деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации можно представить в следующем виде.
В систему принципов организации и деятельности органов исполнительной власти входят:
1) принцип единства системы органов исполнительной власти;
2) принцип федерализма;
3) принцип сочетания централизации и децентрализации;
4) принцип законности;
5) принцип самостоятельности и независимости исполнительной власти в пределах своей компетенции;
6) принцип распределения и нормативного установления функций и полномочий;
7) принцип народовластия (демократизма);
8) принцип ответственности перед обществом;
9) принцип профессионализма и компетенции;
10) принцип гласности (доступность информации о деятельности исполнительных органов);
11) принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти;
12) принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина и др.
Хотя приведенная классификация несколько условна, в ряде случаев она позволяет по-новому взглянуть и на данную проблему в целом и на систему, характер и специфику принципов, которые требуются именно для построения и деятельности органов исполнительной власти.
Соотношение государственного управления и исполнительной власти
Для понимания сущности исполнительной власти
Еще в п. 13 Декларации «О государственном суверенитете РСФСР»
После принятия Конституции 1993 г.
В результате все органы государственного управления (разных уровней) стали именоваться органами исполнительной власти. Фактически произошла механическая замена в законодательной терминологии, которая нарушила преемственность в наименовании государственных органов и осложнила деятельность государственного аппарата.
По справедливому высказыванию профессора Ю.А. Тихомирова
Право на жизнь, однако, имеют обе эти государственно-правовые категории, несмотря на то, что в Конституции Российской Федерации нет упоминаний о государственном управлении. Тем не менее, государственное управление — это реальность, без которой не может работать государственно-властный механизм. Но Конституция Российской Федерации и действующее законодательство Российской Федерации не предложили синонима государственному управлению. В них ничего не говорится, например, об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельности налицо, а характер ее не определен. Между тем система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому государственное управление по своему назначению и представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть.
Следовательно, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющихся органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.
В науке административного права к настоящему времени сложилось устойчивое положение о том, что понятие «государственное управление» — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.
Большинство административистов считает государственное управление синонимом государственно-управленческой деятельности в широком смысле и формой реализации исполнительной власти в ее собственном смысле.
Стали практически общепринятыми следующие понятия.
Сфера государственного управления
Государственно-управленческая деятельность
Органы государственного управления
До сих пор в законодательстве Российской Федерации не сложилась еще окончательно единая терминология, касающаяся исполнительной власти.
Так, действующее законодательство Российской Федерации, наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти», нередко содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления», «исполнительных органах государственной власти» и т.п.
Как уже было сказано, большинство ученых справедливо отмечает, что органы государственного управления могут считаться органами исполнительной власти. «Оттого, что в Конституции РФ не нашлось места терминам «государственное управление» или «органы государственного управления», практическое государственное управление не перестало постоянно и непрерывно осуществляться посредством образования и наделения соответствующей компетенцией специальных исполнительных органов государственной власти»