Смекни!
smekni.com

Принципы организации и деятельности адвокатуры (стр. 3 из 7)

11 - Лубшев Ю.Ф. Адвокат в уголовном деле. М. 1999. - С. 33.

12 - Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. М. 2002. - С. 131.

юристов способна наиболее квалифицированно осуществлять контроль за соблюдением государством правовых норм. Именно эта публично-правовая функция - контроль за соблюдением государством правовых норм, признанием и соблюдением прав и свобод человека и гражданина - и является основной функцией адвокатуры, что делает её важнейшей частью гражданского общества. Установление этого принципа в Законе об адвокатуре свидетельствует о стремлении законодателя реализовать на практике заложенную в Конституции РФ идею правового государства13.

2.2. Принцип независимости

Принцип независимости адвокатуры раскрывается в положениях Закона об адвокатуре - о гарантиях независимости адвоката (ст. 18), в нормах об адвокатской тайне (ст. 8), в других нормативно - правовых актах РФ.

Принцип независимости характеризуется тем, что адвокатура не входит в систему органов государ­ственной власти и органов местного самоуправле­ния. Независимость — это принцип, в соответствии с которым организация и функционирование адвокатских образований, а также профессиональная деятельность адвоката не связана с мнениями, решениями или действиями органов и должностных лиц, не входящих в систему адвокатуры14. Независимость обеспечивается запретом вмешательства в деятельность адвоката, установленным порядком назначения и прекращения полномочий адвоката и другими мерами его правовой защиты. Согласно этому принципу, адвокат самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий. Недопустимы попытки вмешательства в деятельность адвоката со стороны любых лиц и органов государства (в том числе Минюста, прокуратуры, МВД, ФСБ, суда).

Принцип независимости деятельности адвокатуры включает в себя два аспекта: независимость в целом сообщества адвокатов и независимость каждого адвоката. Независимость адвокатуры как сообщества обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с чем никакие органы не могут путем принятия каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вопреки закону вмешиваться в деятельность адвокатуры. Высшими органами адвокатского сообщества являются: в Российской Федерации - Всероссийский съезд адвокатов, а в субъектах Российской Федерации - собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы

_______________________________________________________________________________

13 – Кучерена А.Г. Природа и основное назначение адвокатуры // «Черные дыры» в законодательстве. 2002. №4. (http://www.kucherena.ru/events/31/2003/136/).

14 - Алимамедов Э.Н. Адвокатура. Учебно-методические материалы. М.:МИЭМП. 2009.

организационной стороны деятельности адвокатских палат и адвокатских образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Определённой гарантией независимости адвокатуры является также автономность её бюджета, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было организаций. Эффективная деятельность адвоката немыслима без гарантий его независимости. Гарантии независимости адвоката перечислены в ст. 18 Закона об адвокатуре, где закреплено, что:
- вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются;
- адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии). Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается;
- адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества;
- уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
Среди всех видов нарушений гарантий независимости адвоката очевидными адвокатская практика признает три - вмешательство правоохранительных органов в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности; нарушение адвокатской тайны; проведение оперативно-розыскных и следственных действий в отношении адвоката с нарушением установленного порядка.

Законодатель не раскрывает понятия вмешательства в адвокатскую деятельность и препятствования этой деятельности, но данные категории, их содержание и формы выражения раскрываются в пособии для адвокатов "Меры по защите профессиональных прав адвокатов", одобренном Советом Федеральной палаты адвокатов РФ (протокол N 5 от 22 апреля 2004 г.). Под вмешательством в адвокатскую деятельность можно понимать действия, посредством которых прямо или косвенно на адвоката кем бы то ни было оказывается давление с целью не допустить достижения желаемых им результатов работы. Например, как вмешательство в адвокатскую деятельность следует расценивать предъявление требований не заявлять ходатайства в интересах доверителя, необходимость которых возникла по конкретному делу. Оказание давления в свете рассматриваемой нормы закона (ч. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре) может выражаться в различных формах, как то: устно, в том числе по телефону и с использованием других коммуникационных средств, письменно и т.п. Под воспрепятствованием деятельности адвоката можно понимать деяния, которые создают адвокату помехи в его работе по оказанию юридической помощи в интересах доверителя, либо деяния, которые направлены на невыполнение его законных требований и запросов. Наиболее распространённым в настоящее время примером воспрепятствования деятельности адвоката является установленный в следственных изоляторах Минюста России отказ в доступе адвоката к своему доверителю, находящемуся под арестом. При этом вопреки требованиям законодательства и соответствующих судебных решений от адвокатов требуют разрешение от следственных или судебных органов на доступ к арестованному. В практике встречались также случаи сокрытия места нахождения арестованного доверителя.

Как совершенно справедливо указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. N 128-О, гарантии конфиденциальности отношений адвоката с клиентом являются необходимой составляющей права на получение квалифицированной юридической помощи как одного из основных прав человека, признаваемых международно-правовыми нормами (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Разъясняя основные ориентиры понимания и признания таких гарантий, Кодекс поведения для юристов в Европейском Сообществе (принят 28 октября 1988 года Советом коллегий адвокатов и юридических сообществ Европейского Союза в Страсбурге) относит к сущностным признакам адвокатской деятельности обеспечение клиенту условий, при которых он может свободно сообщать адвокату сведения, которые не сообщил бы другим лицам, и сохранение адвокатом как получателем информации ее конфиденциальности, поскольку без уверенности в конфиденциальности не может быть доверия; требованием конфиденциальности определяются права и обязанности юриста, имеющие фундаментальное значение для его профессиональной деятельности; юрист должен соблюдать конфиденциальность в отношении всей информации, предоставленной ему самим клиентом или полученной им относительно его клиента или других лиц в ходе предоставления юридических услуг; при этом обязательства, связанные с конфиденциальностью, не ограничены во времени (пункт 2.3). Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" к сведениям, связанным с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, относит, в частности, и адвокатскую тайну.

В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

В связи с этим адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (ч. 2 ст. 8 Закона об адвокатуре). Ей корреспондируется ч. 6 ст. 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, где указано, что адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей.