Федеральное агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная работа
Наименование дисциплины: Международное частное право
Тема: Международная охрана авторских прав
Выполнила студентка: Мостовская Ольга Викторовна
Специальность: юриспруденция
Группа: Ю5 – 05 год обучения: 5
Проверил (ученая степень, Ф.И.О. преподавателя): Бекетов В. А.
Липецк 2009
Содержание
1. Введение 3
2. Авторское право как объект международно-правовой защиты 4
3. История развития международной охраны авторских прав 6
4. Современный институт международной защиты авторских прав 9
5. Понятие международного авторского права 10
6. Принципы международной охраны авторских прав 11
7. Современное состояние охраны авторских прав в Российской Федерации 13
8. Особенности защиты авторских прав в Российской Федерации 14
9. Вопросы совершенствования законодательства об охране авторских прав 17
10. Заключение 19
11. Список использованной литературы 20
Введение
Развитие культурного обмена, торговых и социальных отношений между странами неизбежно ведет к взаимопроникновению объектами авторского права. Никому не придет в голову останавливать этот процесс, который начался много столетий назад, но регулировать форму и методы реализации этого явления является одной из первостепенных задач любого цивилизованного государства и мира в целом.
Творческие произведения и права на содержание, связанные с ними, не остаются неподвижными в национальных географических границах, что, безусловно, является положительным моментом, поскольку интеграция на культурно-просветительском уровне способствуем мирному общению между странами, между обществами, между отдельными субъектами. Мысли автора, выраженные в книгах, кинофильмах, музыке, рисунке ил фотографии пересекают пространство и границы. В результате произведениями обмениваются по всему миру, как в формате и на языке оригинала, так и в переводных версиях и пересмотренных форматах.
Хождение произведений – объектов авторского права – не только в стране создания, а в других странах, знакомство с ними, изучение, обсуждение – все это является не только объектом культурных взаимоотношений, но и объектом серьезного регулирования множеством нормативных актов – международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров. Пристальное внимание к проблемам защиты прав авторов в стране своего гражданства (подданства) и в другой стране обуславливается тем, что обеспечением ненарушения прав автора является правильное оформление взаимоотношений между государствами в данной сфере.
Мир, в котором правила различных стран применяются не ко всем одинаково, не может считаться справедливым для авторов и пользователей. Если государства смогут гармонизировать свои законы авторского права, установить разделяемые всеми общие принципы (лишь с ограниченным числом особых исключений в местных условиях), то тогда может быть достигнуто эффективное расширение коммерции с произведениями интеллектуальной собственности, в том числе в цифровом мире и полновесная охрана и защита прав автора.
Авторское право как объект международно-правовой защиты
Как объект международно-правовой защиты, авторское право является элементом интеллектуальной собственности. Международное определение интеллектуальной собственности содержится в п.VIII статьи 2 Стокгольмской конвенции[1], и включает в себя права, относящиеся к:
- литературным, художественным и научным произведениям,
- исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам,
- изобретениям во всех областях человеческой деятельности,
- научным открытиям,
- промышленным образцам,
- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,
- защите против недобросовестной конкуренции,
а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.
Таким образом, современное авторское право является частью законодательства об интеллектуальной собственности.
Чтобы переходить к рассмотрению непосредственно авторского права, необходимо вкратце обозначить иные элементы права интеллектуальной собственности, имеющие самостоятельный объект регулирования и характерные черты.
Итак, подотрасль российского гражданского права, именуемую «право интеллектуальной собственности» можно подразделить на четыре самостоятельных института:
- патентное право – регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
- институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) – гарантирует права субъектов гражданского оборота на выступление в хозяйственном обороте под собственным индивидуализированным именем, на обозначение производимых товаров и оказываемых услуг определенными символами или наименованиями и обеспечивает их защиту в случае нарушения;
- институт охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности;
- институт авторского права и смежных прав.
Термин «авторское право» понимается в двух значениях: а) в объективном смысле авторское право - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей[2]; б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства[3].
Авторское право выполняет следующие функции:
1) устанавливает режим авторства и охраны произведений науки, литературы и искусства с момента его создания.
2) устанавливает режим использования произведения.
3) наделяет автора и правообладателя комплексом имущественных и неимущественных прав.
4) защищает эти права.
История развития международной охраны авторских прав
Авторское право достигло признания лишь в течение последних нескольких столетий, благодаря изобретению книгопечатания, которое дало книжной торговле новое направление. До этого изобретения распространение всякого сочинения было чрезвычайно трудоемким, затратным по времени и весьма недешевым процессом, поэтому о контрафакции не могло быть и речи.
До XIX в. вопросами охраны авторских прав не занимались на международном уровне, ибо в этом особенно не было нужды, так как технические средства использования произведений ограничивались территорией страны, а коммерческие рынки для последних были ограничены.
Однако техническая революция (появление кино, радио, звукозаписи и т.п.), расширение международного книжного рынка привели к необходимости поставить вопрос о международной охране авторских прав.
Начало многосторонней международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г[4]. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928г.
Основными задачами Бернской конвенции являлись закрепление принципа национального режима и предоставление минимального объема охраны авторских прав.
В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников.
Своеобразным итогом развития американского правового регулирования отношений в сфере авторского права стала Гаванская конвенция 1928г.
И Гаванская, и Бернская конвенция (в редакции Римского акта 1928г.) по сути были аналогичными нормативными актами с той лишь разницей, что распространяли они свое действие в различных частях света. В связи с этим возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции по охране авторских прав.
Таким образом, 1952 год ознаменовался принятием не имеющей обратной силы (в отличие от Бернской конвенции) Всемирной конвенции об авторском праве[5].
Принятие этой многосторонней международной конвенции, охраняющей авторские права, было обусловлено в первую очередь невозможностью для многих стран обеспечить высокий уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией. Казалось бы, принятие Всемирной конвенции должно было ослабить позиции Бернской. Однако некоторые ее нормы направлены именно на укрепление положений Бернской конвенции.
Так вкратце можно охарактеризовать историю становления международной охраны авторских прав.
Здесь нельзя не сказать о генезисе норм о защите авторского права в России. Известно, что история становления авторского права как самостоятельного направления общественных отношений и законодательства в России разительно отличается от аналогичных явлений в западных странах. Россия в лице властных органов имела собственный взгляд на отношения, возникающие в связи с авторством и результатами интеллектуального труда. В связи с этим законодательное регулирование авторского права начало зарождаться и развиваться довольно поздно – ближе к концу XIX века.
В России охрана авторского права общим законом начинается «Положением о правах сочинителей», изданном в 1828 г. в виде приложения к цензурному уставу (всего пять статей). В 1830 году был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший права автора правом собственности. В 1845-48 гг. появляются законы для ограждения авторских прав в области музыкального и художественного творчества. Принятые законы совершенствовались, изменялись, но все равно с течением времени эти нормы устаревали, не отвечали требованиям жизни настолько, что дальнейшее их применение по заявлению правительства «грозило бы серьезной опасностью для всего нашего просвещения и культуры»[6]. В виду этого действовавшие законы были подвергнуты коренной переработке и заменены новым законом в марте 1911 г., составленным по образцу лучших западноевропейских законодательств – Положением об авторском праве[7].