Иначе говоря, в процессе установления всех перечисленных обстоятельств создаются предварительные условия для принятия необходимых мер к предупреждению и пресечению побега.
При подтверждении первичных сведений о намерениях осужденного совершить побег надо незамедлительно информировать начальника исправительного учреждения, руководителя подразделения охраны, а также начальника отряда, оперативного дежурного, сотрудников отдела безопасности, младших инспекторов, осуществляющих надзор за осужденными (при условии, если это не повлечет расшифровки источников получения информации). Осужденного под благовидным предлогом следует перевести на хорошо оборудованный в противопобеговом отношении объект (если в этом имеется необходимость) и предпринять другие меры, в зависимости от обстоятельств готовящегося побега, стадии его подготовки и личности осужденного.
Предупреждение и пресечение побегов достигается двумя путями. Первый путь - воздействие на осужденного в целях склонения его к отказу от преступных намерений. Эта мера основана на методе убеждения. Применяется она, как правило, при обнаружении умысла и в начале подготовительных к побегу действий, т.е. когда осужденный не совершил каких-либо действий, которые подлежат уголовной ответственности.
Цель такого воздействия - обеспечить добровольный отказ осужденного от преступных намерений и подготовительных действий.
Воздействие на осужденного с целью склонения его к отказу от совершения побега может быть осуществлено:
- непосредственно оперативным работником;
- начальником исправительного учреждения, начальником отряда, другим представителем администрации;
- негласным аппаратом
- родственником осужденного;
- представителем актива осужденных.
В каждом конкретном случае может применяться один или несколько из перечисленных тактических приемов.
Решение о том, какой прием или приемы применять принимается с учетом того, чтобы их реализация не повлекла расшифровки содействующих. Если данные о намерениях осужденного поступили от конфендента, то до получения материалов официальных источников такое воздействие может оказывать лишь он сам, осведомленный о намерениях осужденного. С получением же данных из официальных источников такое воздействие может быть осуществлено любым из перечисленных лиц.
Второй путь. В тех случаях, когда, несмотря на применяемое воспитательное воздействие, осужденный не отказывается от намерений совершить побег или когда в обстоятельствах дела и данных, характеризующих личность, усматривается, что воспитательное воздействие положительных результатов не даст, в работе с ним применяются тактические приемы, связанные с принуждением, целью которых является создание условий, исключающих совершение побега:
- немедленный перевод в другую исправительную колонию. Эта мера допустима в тех случаях, когда из обстоятельств дела видно, что для предупреждения и ли пресечения побега достаточно сменить осужденному обстановку. Например, намерение у осужденного совершить побег возникло в результате влияния на него других лиц;
- водворение осужденного, при наличии законных оснований, в помещение камерного типа. Такими основаниями могут быть факты систематического либо злостного нарушения установленного режима отбывания наказания;
- перевод осужденного в тюрьму за нарушение режима содержания. Такой перевод осуществляется по определению суда;
- перевод осужденного из колонии-поселения на прежний вид режима (при наличии оснований).
При применении перечисленных приемов необходимо учитывать, не совершил ли осужденный каких-либо уголовно наказуемых действий. Если же допущены такие действия, то он привлекается к уголовной ответственности за приготовление к побегу.
Возникает вопрос, как должен действовать оперативный состав исправительного учреждения в тех случаях, когда сведения о подготовке к побегу поступают накануне совершения побега, т.е. когда осужденный (группа осужденных) закончил (закончили) приготовление к побегу и малейшее промедление может привести к реализации преступных намерений?
В этих случаях персонал исправительной колонии практически лишен возможности воспользоваться перечисленными выше тактическими приемами предупреждения и пресечения побега. В связи с этим применяются следующие приемы:
- задержание осужденного с поличным на месте совершения подготовительных к побегу действий, например, в месте подкопа;
- задержание и обыск осужденного в тот момент, когда при нем находятся предметы и вещи, приготовленные им для совершения побега;
- организация засады с целью задержания осужденного при покушении на побег.
В феврале 2006 года в оперативный отдел ИК-6 (мужская, строгий режим, пос. Управленческий) поступила первичная информация о том, что осужденный Высоцкий и Юдин вынашивают серьезные намерения совершить побег на рывок. Учитывая, что Высоцкий и Юдин осуждены за тяжкие преступления и имеют длительные срока наказания, было решено завести ДОУ по проверке данной информации и постановке вышеуказанных осужденных на оперативно-профилактический учет, как склонных к побегу.
Подведенный источник - указал, что у Высоцкого в спальном месте
хранится самодельный нож, а в локальном секторе в не установленном месте спрятаны веревка и «кошка». Последующая разработка позволила войти в доверие к осужденному Юдину, последний предложил источнику вместе с ними подготовиться к побегу, а также указал место тайника.
С целью изобличения преступного замысла осужденных была разработана оперативная комбинация, в ходе которой через негласного сотрудника Юдину стало известно о том, что работники отдела безопасности намерены провести в их локальном секторе обыск.
Во время проведения обыскных мероприятий, вышеуказанные предметы были изъяты.
Проведенная проверка по данному факту подтвердила, что фигуранты разработки действительно имели намерение совершить побег, при этом в план входил захват оружия у часового.
Оба осужденных по представлению начальника колонии осуждены на три года тюремного режима.
Задержание на месте совершения подготовительных действий дает возможность не только предупредить побег, но и более эффективно воздействовать на осужденного. Виновный несет наказание, а других осужденных еще раз убедит в том, что персонал исправительного учреждения постоянно следит за ними и не оставляет безнаказанными попыток совершения побега.
На месте подготовки к побегу, например, в подкопе, осужденные задерживаются при наличии достоверных данных о том, что они находятся в данный момент на этом месте. В необходимых случаях это нужно уточнить через агентуру и установить наблюдение силами младших инспекторов отдела безопасности. Задержание производится когда преступники проникают в подкоп.
В тех случаях, когда данные поступают от источника и реализация их может привести к расшифровке, для выявления и изобличения участников готовящегося побега следует применять химические средства, которыми обрабатывают подкоп и находящиеся там предметы.
Задержание и обыск осужденных в тот момент, когда при них имеются предметы, свидетельствующие о подготовке к побегу, является одним из эффективных приемов. Обыски нужно проводить внезапно, легендируя цель их проведения. Например, изъятие спиртных напитков и т.п.
В ИК-19 (мужская, общий режим, пос.Управленческий) велось ДОУ на осужденного Щелкунова, как на лицо, склонное к совершению побега. Во время отбытия наказания у него сложились тесные отношения с осужденным Горбушиным. От негласного аппарата в начале года стала неоднократно поступать информация о том, что они постоянно уединяются и о чем-то между собой переговариваются. Подвести негласный аппарат не представлялось возможным, однако в начале июня оперативному работнику стало известно, что Горбушин предложил ему совершить побег, при этом пообещал на свободе безбедную жизнь. Источник попросил время на обдумывание.
Для более глубокой разработки и в целях пресечения замышляемого побега, оперативным отделом ИК-19 было заведено ДОУ . В результате грамотного подбора негласного аппарата, оперативный отдел стал располагать достоверной информацией о выбранном способе побега. Фигуранты подходили к доверенному лицу с советом и разрешением на совершение побега. При этом источнику удалось узнать, что они намерены совершить побег через высоковольтную линию, проходящую рядом с запретной зоной учреждения.
Для уточнения места нахождения приспособлений для совершения побега Горбушин был помещен в ШИЗО в камеру вместе с доверенным лицом. По выходу из ШИЗО источник сообщил о том, что Горбушин в камере переживал, что Щелкунов может уйти в побег один, т.к. «кошка» и веревка были уже подготовлены и хранились на крыше общежития. Там были и заготовленные продукты питания.
30 июня доверенное лицо информировал оперативный отдел о том, что Щелкунов будет дожидаться выхода из ШИЗО Горбушина и в ночь с 3 на 4 августа они совершат побег.
С целью вывода источников из разработки и недопущения совершения побега была разработана оперативная комбинация, которая предусматривала обработку запрещенных предметов, обнаруженных в указанном месте специальным порошком. При проведении общеколонийского обыска они были обнаружены и изъяты. При построении отряда на одежде и руках Щелкунова и источника были обнаружены остатки порошка. Оба осужденных были водворены в штрафной изолятор, где после профилактической работы с Щелкуновым, он признался в подготовке совершения побега. Также Щелкунов сообщил, что они вместе с Горбушиным хотели скрыться в Республике Казахстан, т.к. у последнего там проживают родственники.
Тестирование на «Полиграфе» подтвердило реальные намерения обоих совершения побега. (см. Приложение № 12).
Пресечение покушения на побег путем задержания осужденных при нарушении границы исправительного учреждения, чаще всего применяется в тех случаях, когда преступники неоднократно совершали побег и другими способами пресечь его нельзя. Этот прием практически применяется следующим образом: получив достоверные сведения о готовящемся побеге, установив предполагаемое место, время, способ совершения побега, оперативный работник представляет все материалы начальнику исправительного учреждения. Начальник совместно с оперативным работником и руководителем подразделения охраны намечает мероприятия по задержанию осужденных в момент покушения на побег. Задержание производится либо силами подразделения охраны, либо сотрудниками оперативного аппарата, либо специально сформированной для этих целей группой.