________________
Теория государства и права под ред. Пиголкина стр. 72-75
Теория государства и права под ред. А.В.Малько, Н.И.Матузов стр. 74-76
Эволюция представлений о праве в зарубежной научной мысли
(Индия, Китай, Древняя Греция).
Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились, прежде всего, в источниках права.
Право Древней Индии традиционно рассматривается через призму религиозных взглядов, согласно которым всё его содержание, границы действия норм предопределены ведами – священными источниками «всёх знаний».
В основе права Индии положены религиозные принципы: понятие драхмы, закрепление нравственных варн, особое значение ритуала, ритуальной чистоты, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершение преступления. Древняя Индия не знает понятия права, как совокупности самостоятельных норм регулирующих общественные отношения. Древняя Индия также имеет весьма слабую государственность, характерным проявлением для Индии является исторически сложившиеся слои общества – варны. Всё общество делилось на четыре варны: брахманы (священнослужители, жрецы), кшатри (воины, правители), вайшье (землевладельцы, ремёсленники) и шудр (слуг). В первую очередь произошло переосмысление и углубление понятия дхармы. Она стала трактоваться в контексте не 4 стадий жизни индуса, а правил жизни четырех варн. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни – дхарма.
Особое место среди источников права Индии занимают дхармашастры – сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм). Наиболее известной дхармашастрой являются законы Манну. Появление законов Манну и последующих дхамашастр знаменовало новый этап развития правовой мысли в Древней Индии. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению.
Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но и вытесняли другие источники права. Если в дхамашастрах в основном рассматривались преступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, то в более поздних дхамашастрах всё большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям. Правовые нормы этих дхамашастрах были более упорядочены, классифицированы. При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, а главное – единство религиозно – философских концепций, принципов, на которых они основывались.
________________¹ История государства и права зарубежных стран: под ред. К.И. Батыр. стр.39
² История государства и права зарубежных стран: под ред. О.А.Жидкова. стр. 54-55
³ http://studentik.net/referat/istoria/597-pravo-v-drevnejj-indii-i-drevnem-kitae.html
Особое место среди источников права Древней Индии на определенном этапе её истории занимала литература чисто светского жанра, относящиеся к науке политики,- артхашастра.
Артхашастра представляет собой научный трактат об искусстве политики и управлений государством. В этом произведение содержатся обширнее сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.
Главное содержание Артхашастры – рассмотрение драхмы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понимание государственной выгоды, пользы, отодвигающей на второй план религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления. В трактате собрана и обобщена в виде конкретных рекомендаций многовековая политическая мудрость индийских правителей, четко и скрупулезно, до мелочей, прописаны политические роли государственных деятелей и служащих. Как бы ни было велико значение писанных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника.
В основу права Древнего Китая было положено влияние двух философских течений: конфуцианство и легизм. Ни одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния. Философское учение конфуцианства признавало преобладающее значение норм морали над нормами права. Легисты, напротив. Придавали большое значение правовым нормам, пытаясь распространить их действие на все случаи жизни, проповедовали равенство всех перед законом, необратимость наказания для всех лиц, выдвигали идею сильного государства. Общей чертой этих двух древнекитайских школ была их политическая направленность. Стремление организовать жизнь китайского общества на «рациональных», «справедливых» началах.
Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань. Лишь на рубеже V—IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. Основным источником права в Китае являлись законы
________________ История государства и права зарубежных стран: под ред. О.А.Жидкова. стр. 54-55
История государства и права зарубежных стран: под ред. К.И. Батыр. стр.52
http://studentik.net/referat/istoria/597-pravo-v-drevnejj-indii-i-drevnem-kitae.html
Таким образом, на виды источников права Древней Индии и Древнего Китая оказали влияние, выявленные нами предпосылки возникновения права. Религиозные учения в Индии и философские учения в Китае легли в основу появившихся источников права.
Для Индии источниками права выступали: артхашастры, дхармашастры и обычаи, а для Китая – законы, правила нравственности, возведенные в ранг общепринятых правил и обычаи.
Рассмотрим право «Античного мира». В исторической науке термином «Античный мир» обычно обозначается право история Древней Греции и Древнего Рима.
Одно из достижений Античного мира – римское частное право. Достигнутое в ходе длительного развития, содержания, логическая обоснованность, чёткость, ясность изложения в немалой степени обусловили его восприятие правом последующих эпох. Из всех факторов, два заслуживают особого внимания. Первый из них – достижение необходимой юридической абстракции в праве. Все свободные (независимо от социального и национального происхождения) наделялись юридическим равенством. Второй фактор – подход римских юристов к проблеме правоприменения. «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее».
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621г.до н.э. появляется писанное право в виде законов Драконта. Это было крупной победой, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии и приводило к частным злоупотреблением, а запись действующих норм права позволила ограничить произвол в толковании юридических правил.
Драконт включил в законы ряд существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Например отменяли кровную месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность. Законы становятся главным источником права.
Афинское право не знает чёткого различия между вещами (имущественные отношения). Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно деление имущества на движимое и недвижимое. Договоры заключались чаще всего в письменном виде, хотя обязательной формы не существовало. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, наймы, ссуды и т.д.
________________ История государства и права зарубежных стран: под ред. К.И. Батыр. стр.58
Рассмотрим семейное и наследственное право в Афинах. Вступление в брак считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор заключаемый главой семьи. Родительская власть, первоначально очень широка, ослабевает с течение времени. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Внебрачные дети наследниками отца не являлись.
Уголовному праву в Афинах, были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неумышленные преступления. Было известно понятие самообороны. Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф. В области уголовного права Законы Драконта отличились особой жестокостью. Цель наказаний заключалась в причинение страданий преступнику.