Калининградский пограничный институт
Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Цент дополнительного профессионального образования
Курсовая работа
по теории государства и права
Тема
Сущность и формы права
Калининград
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………2
Глава I: Современное представление о сущности права………...3
1) Понятие права……………………………………………………...5
2)Эволюция представление о праве в зарубежной научной мысли (Китай, Индия, Древняя Греция)……………………………………….7
3)Признаки права……………………………………………………..11
Глава II: Формы права……………………………………………….13
1)Виды источников права……………………………………………...14
2)НПА, как основной источник права в Российской Федерации…..18
Заключение……………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………....24
Для пометок преподавателя…………………………………………. 25
Введение
Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина. Право возникает в истории общества одновременно с государством. Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, “если закон владыка над правителями, а они его рабы”.
Актуальность выбранной темы содержится в формулировке: «Юристы никогда не найдут определения права, как и естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое Природа вообще».
Цель работы раскрывает отображение поставленных задач, которые решаются в зависимости от заданной цели. Целью является одна из вероятных возможностей ответить на вопросы что такое: современное представление о сущности права, понятие права, эволюция представлений о праве в зарубежной научной мысли, признаки, формы, виды права и НПА как основной источник права в РФ? Цель данной курсовой работы – раскрыть внутреннюю природу права.
Методология исследования темы имеет научную основу, так же как и любая курсовая работа, которая опирается на методологические исследования, базирующиеся на углублённом анализе, содержащем синтез и сравнение.
Структура курсовой работы состоит из: введения, вопросов темы, заключения и списка использованной литературы.
Современные представления о сущности права.
Вопрос о сущности права остаётся в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня – одна из основных категорий общей теории права. Сущность права – « крепкий орешек». Её не так-то просто выявить, установить. Многозначность определений права, неутихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистичному выводу, что сущность права понять нельзя. Очевидно поэтому, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще ».
Действительно, проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, они имеют различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право связано с природой человека, с его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. Поэтому, для того чтобы понять сущность права, важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения, любое право, по своей природе, есть прежде всего регулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.
История и социальная практика показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов. Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права.
Первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведение в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения, главным образом, интересов правящей группы.
Существует также общественный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.
________________
Общая теория права и государства под ред. Лазарева стр.69 (п.10.2)
Теория государства и права под ред. А.В.Малько, Н.И.Матузов стр. 74
Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина. Экономической свободы, демократии и т.д.
Наряду с этим, выделяют и другие – религиозные, этнические, расовые и иные подходы к сущности права. Они не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в не зависимости от исторических условий, на первый план, может выступить любое из вышеперечисленных начал. Иначе говоря, сущность права многопланова.
Понятие права.
Право - это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование общественных отношений. По словам известного древнеримского юриста Ульпиана, «изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово «право» (jus); оно получило своё название от правосудия (justicia)…право есть наука (ars) о добром и справедливом ».
Вопроса о праве не обходил ни один крупный философ древности. Основоположники философии - выдающиеся античные мыслители, сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:
· Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота - это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону, законное и справедливое – одно и тоже. Право - есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.
· Платон: справедливость- это сочетание трёх добродетелей-мудрости , мужества, умеренности ; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое , лишаться своего. «…Неправильны те законы, что установлены не ради общего благо всего государства в целом, а в интересах нескольких человек ».
· Аристотель: право–это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».
Социологические и философские подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознания, и правоотношения, и т.д. Подробное ознакомление с разными теориями права
создаёт впечатление, будто мало положений, которые бы кем-то не оспаривались. В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, «правом» называют социально-правовые притязания людей на удовлетворение их интересов, обусловленных потребностью к совместной жизни в обществе. Например, «право человека на жизнь», свободу, собственность, честь, достоинство, неприкосновенность. Эти притязания обусловлены природой человека, они неотделимы и принадлежат ему от рождения. Они считаются естественными правами человека и находятся под защитой государства. Во-вторых, под «правом» понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле. Право в объективном смысле - это совокупность юридических норм выраженных в соответствующих актах государства (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и.т.д.). ________________ Общая теория права и государства под ред. В.В Лазарева стр. 62 Теория государства и права под ред. В.К.Бабаева стр 213-215 Теория государства и права под ред. А.В.Малько, Н.И.Матузов стр. 74-76
Объективное право не содержит волю индивида, а отражает мнение большинства. В-третьих, понятие «право» в субъективном смысле, как меры дозволенного поведения гарантированное государством, возникает на основе объективного права. Например, «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество »и т.д., организации располагают правами на имущество, и деятельность в определённой сфере государственной или общественной жизни. Во всех этих случаях, речь идёт о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права. Ни один грамотный юрист никогда не спутает понятие права в объективном и субъективном смысле. Профессионал без труда объяснит, что конкретно имел в виду под словом «право» в той или иной ситуации, в том или ином контексте. Да и рядовые граждане, не вдаваясь в теорию и не прибегая к «мудрёным» терминам, интуитивно различают указанные понятия в своей практической жизни. Трудность, однако, состоит в том, что два разных явления обозначаются одним словом - «право». Разумеется, лучше было бы обозначить два разных понятия различными понятиями. В некоторых иностранных языках так и происходит. Например, в английском- «law»и «right». В других же языках, как и в русском, выражаются одним термином (во французском-«droit», в немецком –«recht»), что обязывает что в каждом конкретном случае уточнять, в каком смысле употреблён термин «право».В-четвёртых, «право» используется для обозначения всех правовых явлений того или иного государства. Например, российское право, римское право, англосаксонское право, романо-германское право. Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, права возникающие на основе обычаев и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов.