4) по сигналу следователя соответствующие участники первой группы начинают осуществлять определенные действия; старший этой группы фиксирует в рабочем блокноте содержание и ход первого опыта; понятые внимательно за всем этим наблюдают;
5) в это время лицо, возможности которого видеть или слышать проверяются в условиях данного места и времени, наблюдает за исполнителями опыта и вслух рассказывает обо всем, что видит, слышит; следователь также фиксирует все, что говорит свидетель, потерпевший;
6) по окончании первого опыта и после решения возникших организационных и иных вопросов, по команде следователя начинается проведение второго и т. д. однородных опытов в усложненных и (или) упрощенных условиях в целях исключения возможности получения случайного результата;
7) по окончании проведения всех однородных опытов, сравниваются записи старшего первой группы участников, где были исполнители опытных действий, с записями показаний лица, возможность видеть и слышать которого проверялась, во второй группе во главе со следователем.
Степень совпадения содержания в этих записях и будет свидетельствовать о действительных возможностях конкретного лица видеть и слышать происходящее в момент его совершения.
В случае проведения следственного эксперимента для установления возможности осуществлять какие-либо физические действия конкретным лицом в конкретных условиях порядок рабочего этапа следственного эксперимента будет выглядеть следующим образом:
1) следователь инструктирует участников следственного эксперимента;
2) все участники следственного действия располагаются таким образом, чтобы место, где будет производить опытные действия обвиняемый (подозреваемый), было свободным и никто не смог бы ему помешать; специалист-криминалист запечатлевает общую обстановку и расположение определенных объектов (обзорная и узловая фото-, видеосъемка) перед выполнением опытных действий; следователь подает сигнал к началу таких действий;
3) обвиняемый (подозреваемый) выполняет соответствующие действия.
На практике нередко приходится проверять у конкретного лица наличие определенных профессиональных знаний, умений и навыков, например, по изготовлению фальшивой денежной купюры конкретного достоинства с определенной степенью сходства с подлинной купюрой того же достоинства и т. п. Весь эксперимент проходит в одном месте (в жилой комнате, рабочем кабинете, в помещении пристройки и т. п.), в связи с чем структурно-содержательная сторона его будет сходна со следственным экспериментом по проверке возможности осуществления конкретным лицом каких-либо физических действий. Однако в проведении данного вида следственного эксперимента есть и свои особенности. В частности, лицо, знания, умения и навыки которого проверяются, должно быть обеспечено такими же материалами, приборами, инструментами и приспособлениями, которые использовались при подлинном событии. Особая роль в этом эксперименте отводится специалистам, которые будут наблюдать процесс, например, изготовления фальшивой денежной купюры, с позиций сведущих лиц, чтобы в любой момент эксперимента они могли профессионально объяснить действия обвиняемого (подозреваемого) следователю и другим участникам и присутствующим на эксперименте лицам; им же отводится и роль своеобразного профессионального контроля за действиями лица, исполняющего такой сложный опыт.
Если в ходе расследования конкретного преступления следователь принимает решение о проведении следственного эксперимента для установления возможности существования какого-либо явления, например возможности в конкретных условиях ослепления водителя в вечернее время фарами дальнего света движущегося навстречу автомобиля, то следователю необходимо:
– предпринять все меры к тому, чтобы в ходе данного эксперимента никто из посторонних, в том числе участников и присутствующих лиц, не пострадал;
– обеспечить охрану места (участка трассы и т. д.), на котором будет проводиться следственный эксперимент;
– обеспечить многократность повторения однородных опытов.
В криминалистической теории и практике принято считать, что тактические приемы следственного эксперимента в значительной степени обусловливаются его видом и содержанием опытов.
Однако существуют некоторые общие тактические условия (требования), которые могут быть использованы как ориентирующие в каждом конкретном случае. Именно их использование имеет принципиальное значение, поскольку обеспечивает объективность проведения следственного эксперимента и получение достоверных его результатов.
Одним из таких общих тактических условий (требований) проведения следственного эксперимента, независимо от его вида, является достижение тождественных, или максимально сходных (подобных), условий проведения следственного эксперимента с теми, в которых происходило расследуемое преступное событие (действие, явление, факт). Данное общее тактическое условие обеспечивается следующими тактическими приемами:
– проведением следственного эксперимента на том же месте, где происходило подлинное событие;
– сходным временем суток, теми же условиями освещения (искусственное, естественное, смешанное);
– сходными климатическими условиями;
– использованием подлинных или сходных с ними (таких же) предметов;
– сходным темпом проведения опытов тому темпу, который имел место в ходе совершения преступного события;
– сходством звуковых условий, характером шума, его силы и тональности.[1] В каждом конкретном случае проведения следственного эксперимента степень сходства (подобия) данных условий с теми, в которых происходило преступное событие, должна определяться его целью и тем, насколько эти условия могут повлиять на объективность полученных результатов, а значит, на их достоверность и ценность как доказательств по уголовному делу.
Другим общим тактическим условием проведения следственного эксперимента является многократность повторения однородных опытов.
Многократность повторения опытов в данном случае подразумевает проведение такого их количества, которое в каждом конкретном случае исключало бы получение случайных результатов, обусловленных действием обстоятельств, не учтенных в ходе подготовки к проведению следственного эксперимента. В отдельных случаях необходимо проведение опытных действий в намеренно измененных условиях, что позволяет продемонстрировать большую наглядность получения результатов и их достоверность. Количество повторений и степень намеренного изменения условий проведения однородных опытов в каждом конкретном случае определяется индивидуально.
Необходимо отличать многократность повторения опытных действий и проведение их в намеренно измененных условиях от повторного следственного эксперимента, который должен оформляться другим протоколом.
Следующим общим тактическим условием проведения следственного эксперимента является поэлементное (поэтапное) осуществление опытных действий.
Данное тактическое условие является особенно актуальным в случаях, когда темп проведения опытных действий и возможные остановки в ходе их выполнения не влияют на объективность проведения эксперимента в целом и достоверность полученных при этом результатов.
Такой процесс проведения опытов с тактических позиций весьма целесообразен, поскольку позволяет всем участникам следственного эксперимента и присутствующим лицам:
– последовательно (поэлементно) изучить тот или иной опыт (опытное действие);
– получить наглядное представление об условиях проведения опыта и самом его процессе;
– наглядно убедиться в получении конкретных результатов опытных действий;
– получить комплексное представление об эксперименте в целом и правильно сформулировать свое отношение к полученным результатам и их ценности как доказательств по делу.
Если поэлементное разделение опыта невозможно, то реализация данного общего тактического положения проведения следственного эксперимента достигается, как писал Р.С. Белкин, «условным, мысленным расчленением предпринимаемых опытов», в ходе которого открывается возможность изучать последовательно элемент за элементом в каждом опыте, не нарушая темпа его проведения, а в итоге получать представление об экспериментальном явлении в целом. Для этого следователь может обратить внимание участников следственного эксперимента до начала проведения опыта на отдельные его элементы; характер действий исполнителя в начале опыта, в его середине и при завершении; возможное изменение обстановки в ходе совершения опытных действий и т. д.
Решая вопрос о проведении следственного эксперимента, следователь всегда должен помнить о том, что в ходе этого следственного действия отдельные его участники (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель, исполнитель опытов) переживают сложные психологические состояния: «Обстановка следственного действия, особая значимость ситуации, присутствие кроме следователя еще и ряда других лиц вызывают порой у участника эксперимента напряженное состояние, весьма отличное по своей психологической природе от того, в котором находился тот же человек в момент происшествия. Подъем, испытанный во время действительного события, может смениться подавленным состоянием, или, наоборот, вместо растерянности наступает нервное возбуждение. В присутствии посторонних человек может испытывать смущение… Боясь не справиться с предстоящей задачей, человек подчас оказывается не в состоянии сделать то, что ему удавалось прежде».[2]
4. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента. Оценка полученных результатов
Условия, в которых проводился следственный эксперимент, его ход и результаты фиксируются в одноименном протоколе, который является источником доказательств (доказательством) по уголовному делу. Протокол следственного эксперимента состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной.