3-й технологический уклад (1880–1930) доминировал в народном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Германия, США, Великобритания, Франция, Бельгия, Швейцария, Нидерланды, и таких развитых стран, как Россия, Италия, Дания, Австро-Венгрия, Канада, Япония, Испания и Швеция в течение 50 лет. Ядро этого уклада составляли: электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия. Ключевым фактором уклада были электродвигатель, сталь. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (автомобилестроение, органическая химия, производство и переработка нефти, цветная металлургия, автодорожное строительство). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (вторым) было повышение гибкости производства на основе использования электродвигателя, стандартизация производства, урбанизация. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: расширение институтов государственного регулирования; государственная собственность на естественные монополии, основные виды инфраструктуры, в том числе социальной; империализм и колонизация; конец британского господства; слияние фирм, концентрация производства в картелях и трестах; господство монополий и олигополии; концентрация финансового капитала в банковской системе; отделение управления от собственности; создание внутрифирменных научно-исследовательских отделов; использование ученых и инженеров с университетским образованием в производстве; национальные институты и лаборатории; всеобщее начальное образование.
4-й технологический уклад (1930–1980) доминировал в народном хозяйстве таких стран--технологических лидеров, как США, Западная Европа, СССР, Япония, Швеция, Швейцария, и таких развитых стран, как Австралия, Бразилия, Мексика, Китай, Тайвань, Индия в течение 50 лет. Ядро этого уклада составляли: автомобилестроение, тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. Ключевым фактором уклада были двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия. В то же время начинало формироваться ядро нового уклада (радары, строительство трубопроводов, авиационная промышленность, производство и переработка газа). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (третьим) было массовое и серийное производство. В период доминирования данного уклада наблюдались следующие процессы, режимы и институты: развитие государственных институтов социального обеспечения, военно-промышленный комплекс; государственное регулирование экономики; биполярный мир с экономическим и военным доминированием США и СССР; транснациональная корпорация, олигополии на мировом рынке; вертикальная интеграция и концентрация производства; дивизиональный иерархический контроль и доминирование техноструктуры в организациях; специализированные научно-исследовательские отделы в большинстве фирм; государственное субсидирование военных научно-исследователь-
ских и опытно-конструкторских работ; вовлечение государства в сферу гражданских НИОКР; развитие среднего, высшего и профессионального образования; передача технологии посредством лицензий и инвестиций транснациональными корпорациями.
5-й технологический уклад (от 1980–1990 гг. до
2030–2040 гг.), как предполагается, будет доминировать в народном хозяйстве таких стран – технологических лидеров, как Северная Америка, ЕС, Япония, Тайвань, Корея, и таких развитых стран, как Бразилия, Мексика, Австралия, Аргентина, Венесуэла, Китай, Индия, Индонезия, Турция, Восточная Европа, Россия, страны СНГ в течение 50–60 лет. Ядро этого уклада составляют: электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги. Ключевым фактором уклада являются микроэлектронные компоненты. В то же время начало формироваться ядро нового уклада (биотехнологии, космическая техника, тонкая химия). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (четвертым) являются индивидуализация производства и потребления, повышение гибкости произ-
водства, преодоление экологических ограничений по энерго- и материалопотреблению на основе АСУ, деурбанизация на основе телекоммуникационных технологий. В период доминирования данного уклада наблюдаются следующие процессы, режимы и институты: государственное регулирование стратегических видов информационной и коммуникационной инфраструктур, изменения в регулировании финансовых институтов и рынков капитала при снижении роли государства в экономике; упадок профсоюзного движения; возможное появление партисипативного централизованного государства; полицентричность мировой экономической системы; региональные блоки, становление институтов глобального регулирования экономической активности; международная интеграция мелких и средних фирм на основе информационных технологий; интеграция производства и сбыта; поставки «точно вовремя»; горизонтальная интеграция НИОКР, проектирование производства и обучения; вычислительные сети и совместные исследования; государственная поддержка новых технологий и университетско-промышленное сотрудничество; новые режимы собственности для программного продукта и биотехнологий.
6-й технологический уклад (от 2030–2040 гг. до
2080–2090 гг.), как предполагается, будет доминировать в ряде стран мира в течение 50–60 лет. Ядро этого уклада составят: биотехнологии, космическая техника, тонкая химия. Ключевым фактором уклада станут биотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. В то же время будет формироваться ядро нового уклада (гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, ядерная энергетика, использование водорода в качестве экологически чистого энергоносителя). Преимуществом данного уклада по сравнению с предшествующим (пятым) станут еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий, глобализация экономики, формирование единого мирового рынка товаров, капитала, труда. В период доминирования данного уклада будут наблюдаться следующие процессы, режимы и институты: дальнейший рост качества образования и охраны здоровья населения; развитие науки; расширение возможностей информационной среды и способности государственного управления обеспечить раскрытие созидательных творческих способностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни; развитие ключевых производственно-технических систем нового технологического поколения; дальнейший научно-технический прогресс, способность к внедрению новых технологий; рост роли человеческого фактора и организации творческого труда; глобальная конкуренция не между отдельными странами, а между транснациональными воспроизводственными системами, каждая из которых будет объединять национальные системы образования, организации науки и производственно-предпринимательские структуры; концентрация интеллектуальной и экономической активности, пятнадцатилетнее качественное образование и владение современными информационными технологиями.
Одной из современных теорий, разработанных М. Портером, является теория кластеров (от англ. cluster – пакет, услуга, блок), которая объясняет формирование преимуществ национальной экономики за счет того, что одна конкурентоспособная отрасль помогает созданию другой в процессе взаимоукрепляющихся отношений, так как такая отрасль является самым требовательным покупателем товаров и услуг, от которых она зависит. При формировании кластера все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, так как активная конкуренция в одной отрасли распространяется на другие отрасли кластера, ускоряя его развитие; стимулируется проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышается квалификация специалистов, происходит свободный обмен информацией, а также распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей, что порождает новые возможности. Кластер становится средством преодоления замкнутости на внутренних проблемах, инертности, негибкости. В целом кластер способствует созданию новых предприятий, привлечению новых инвестиций, имеет тенденцию быстрого роста, что значительно повышает уровень конкурентоспособности национальной экономики.