Смекни!
smekni.com

Апология рабовладения на Юге США в первой половине XIX века (стр. 6 из 10)

Американское рабовладение, доказывал Фицхью, уже намного превосходило капиталистическое общество: на Юге не было ни стачек, ни профсоюзов, ни преступлений против собственности, поскольку не существовало экономических условий для их возникновения, там было гораздо меньше, чем в северных штатах, тюрем и домов призрения, в целом Юг был страной достатка и социальной гармонии. Но и на южном солнце Фицхью обнаруживал некоторые пятна. Это, во-первых, свободные негры, влачившие жалкое существование и всем своим бытием доказывавшие, что большинство людей, как черных, так и белых, нуждаются не в свободе, а в управлении и покровительстве со стороны надежных хозяев. Это, во-вторых, плантаторы-парвеню, выскочки, пораженные капиталистическим духом наживы, сверх всякой меры увеличивающие свои плантации и передоверяющие их управление надсмотрщикам.[88]

Последнее замечание Фицхью обнажает его идеал рабовладельческой организации. Она должна быть неким подобием большой патриархальной семьи, где отношения хозяев и рабов строятся на непосредственных связях, управление и подчинение определяется канонами домостроя, а не безликими экономическими силами. Управление патриархально-семейного типа Фицхью считал единственно естественным, привычным и образцовым для человечества: «посредством его, напоминал он, управлялись и управляются две трети человечества».[89]

В рабовладельческой Утопии Фицхью правящий класс выступает как наследственная аристократия, тесно связанная с землей, достаточно многочисленная, чтобы доходить до нужд всех членов рабовладельческой "семьи", повседневно утверждающая патриархально-патерналистскую систему. Рабовладельческое общество развивается по принципам автаркии: оно допускает в ограниченном, диктуемом самыми непосредственными потребностями размере, товарно-денежные отношения, мануфактуры, банки, но порывает с мировым рынком, способным только посеять алчный капиталистический дух. Фицхью не скрывал, что в идеальном обществе на положение рабов должны быть переведены как свободные негры, так и белые рабочие; владельцы же фабрик, шахт, торговых предприятий должны стать рабовладельцами.[90] Он решительно не соглашался с теми защитниками южного рабства, которые оправдывали его расовой неполноценностью негров. Фицхью отвергал расизм и указывал, что расистская психология никогда не позволит рабовладельцам строить управление на патриархально-семейной основе и относиться к черным рабам как к детям. Он неизменно подчеркивал, что защищает рабство «не с расистских, а с социологических позиций, рассматривая его как идеальную модель для человечества в целом, ибо для большинства белой расы свобода губительна в такой же степени, как и для черной.»[91]

Таким образом, мы сталкиваемся с совершенно оригинальным подходом к проблеме рабства. Фицхью защищает не угнетение одной расы другой, а саму систему рабовладения. В трудах Фицхью просматривается схожесть с концепцией свободы Кэлхуна: теория «достойных» и «недостойных». Однако Фицхью пошел гораздо дальше в своих размышлениях о пользе рабовладельческой системы и в этом гораздо ближе приблизился к идее греческой демократии. Главным критерием права на свободу становится не цвет кожи, а интеллект (т.е., по Фицхью, богатство и

власть). Но, несмотря на отрицание расизма, как принципа разделения на «достойных» и «недостойных», негры в данной системе остаются на позициях самых бесправных и униженных, поскольку, если у белого есть шанс не стать рабом, у афро-американца уже нет возможности как-либо изменить свое состояние.

Глава 3. Религиозный, научный, литературный и политический аспект рабовладельческой идеологии Юга.

У Кэлхуна и Фицхью появилось множество единомышленников и подражателей - политики, профессора, законодатели, адвокаты, писатели. Благодаря им рабовладельческое мировоззрение и пропаганда пополнялись новыми идеями и аргументами, которые распространялись в сотнях периодических изданий и книг.

Несмотря на меньшую известность описываемых в данной части работы авторов, мы можем отметить гораздо большее количество ученых, упоминающих в своих работах их имена и (или) разработанные данными историческими деятелями концепции рабовладельческого общества.[92] Однако большая часть исследователей лишь затрагивает какую-либо концепцию в рамках рассматриваемой ими темы. Таким образом, единственным историком, наиболее полно осветившим данный аспект в отечественной американистике, остается В.В. Согрин[93]. Он дает довольно обширный обзор авторов рабовладельческих концепций первой половины XIX века, привлекая различные источники.

3.1 Теории различного происхождения рас

В исследованиях советских и российских ученых говорится, что защитники рабства обосновывали неполноценность негроидной расы божественным предопределением. Данная концепция зародилась еще в XVII веке, однако, оставалась актуальной и во время Ку-клукс-клана.[94]

Святые отцы проповедовали необходимость для рабов нести свой крест и безропотно повиноваться хозяевам. В колониальный период появляются различные варианты теории так называемого божественного предопределения рабства негров. Извращая текст Библии, расисты утверждали, что негры – прямые потомки Хама, Каина и прочих отрицательных персонажей Священного писания. В своей фантазии они доходили до того, что объявляли негром даже змея искусителя.[95]

К числу наиболее ранних и упорных мифов принадлежит миф о «проклятии Хама». Согласно ему, подчиненное положение афро-американского народа и система сегрегации отвечают божьей воле, нашедшей свое выражение в Библии. Фактически в ряду обоснований угнетения негров это не первый миф: поскольку само угнетение началось с работорговли и обращения негров в рабство и поскольку в результате этого африканец становится предметом собственности, самое раннее обоснование этого прибыльного промысла заключалось в отрицании существования у негров человеческих качеств.[96] Коль скоро негр попал в собственность наравне с лошадью или коровой, было бы великолепно, если бы его можно было бы считать созданием, не отличающимся сколь либо существенным образом от этих животных.

Служители культа, особенно на Юге, в проповедях убеждали прихожан, и белых, и цветных, что над негром тяготеет божественное проклятие. Сам цвет кожи негра, по их мнению, свидетельствует о том, что если негр и человек, то человек второго сорта, созданный для повиновения белому человеку.[97] Доходило до курьезов. Стремясь обратить в христианство большее количество негров, церковники старались вести агитацию устами самих же негров из числа обращенных. Так, баптистская церковь в Алабаме купила за 1000 долларов раба Цезаря Блэквелля, хорошего проповедника, и заставляла его произносить проповеди.[98]

Как подметил Алексис де Токвиль «В древности раба удерживали лишь оковы и смерть, южане же нашли способы сохранения своей власти, основанные на рассудке. Они, если можно так выразиться, одухотворили деспотизм и насилие. Древние лишь стремились помешать рабу освободиться от своих оков, а наши современники постарались лишить его стремления к свободе.» [99]

Таким образом, и рабовладельцы, и священнослужители делали ставку не только на вооруженное подавление выступлений негров, но стремились и духовно и морально разоружить рабов. Служители культа проповедовали среди негров фатализм, покорность судьбе. Они стремились убедить негров в том, что для них нет и не может быть выхода из рабского состояния, что непокорные рабы будут преданы проклятию и попадут в ад. Только покорность, только терпение, выполнение заветов церкви обеспечат рабу возможность попасть в рай, где нет ни бедных, ни богатых, ни рабов, ни рабовладельцев.

С течением времени библейское толкование неполноценности афро-американцев стало изживать себя. Чтобы убедить белых жителей Союза в правомерности порабощения черного народа, нужно было подвести под эту теорию научную основу.

Среди расистских идеологов велись оживленные дебаты о том, была ли черная раса неполноценной по происхождению, в силу естественных причин, или же она стала таковой в результате длительной эволюции. Долгое время преобладала точка зрения, основывающаяся на Священном писании, что человечество, все его расы имели общее происхождение. Ее сторонники доказывали, что разделение на расы происходило постепенно под воздействием в первую очередь климатических и естественно-географических условий. Обретенные белой и черной расами биологические, психологические и иные различия объявлялись неискоренимыми.

В 40-50-е годы распространяется и становится господствующей другая точка зрения, призванная обосновать разное происхождение человеческих рас. Ее наиболее известным выразителем стал Джошуа Нотт, антрополог из Нового Орлеана. Заявив, что ученый не может основывать свои суждения на Ветхом и Новом завете, Нотт объявил, что существуют более древние источники, доказывающие, что черная и белая расы были разделены изначально. К таким источникам он относил, в частности, древнеегипетские скульптуры, которые, по его убеждению, ясно свидетельствовали о наличии уже в тот период «белой и черной расы». Негры, по Нотту, принадлежали к самым варварским племенам земли, которые могли принести какую-то пользу цивилизации, только будучи обращенными в рабство. Антрополог-расист, любивший выступать в массовых аудиториях, стремился иллюстрировать свои доводы доступными примерами, особенно часто напоминая слушателям, что у негров не было даже собственного алфавита.[100]